Домой Культура Искусство принадлежит Небу: Владимир Хробыстов — о барокко, друзьях и волшебниках.

Искусство принадлежит Небу: Владимир Хробыстов — о барокко, друзьях и волшебниках.

0

Барокко в рыбинском костеле — долгожданный концерт, организованный Владимиром Хробыстовым. 15 августа мы сможем услышать произведения Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха и других классиков в исполнении самого Владимира, а также Леонида Колесова.

Обычные волшебники

Чудесное стечение обстоятельств позволило собраться вместе Леониду Колесову, основоположнику рыбинской гитарной школы, ныне живущему в Эквадоре, Владимиру Хробыстову и их коллегам по ансамблю старинной музыки, некогда существовавшему в Рыбинске.

— Это будет скорее небольшой фестиваль, а не концерт, — говорит Владимир Хробыстов, музыкант, мультиинструменталист, композитор и организатор множества музыкальных событий не только в Рыбинске, но и в других городах. — Мы работаем в разных местах. В последнее время большую часть времени проводим в Вологде. Я работаю по программам Вологодской государственной филармонии, преподаю в Вологодском колледже искусств и школе искусств имени Трифонова.

Программу «Летнее барокко в костеле» Владимир планировал сделать втроем со скрипачкой Людмилой Елисеевой и клавесинисткой Татьяной Буткиной. Но, узнав, что Леонид Колесов сейчас в Рыбинске, пригласил к участию в концерте и его.

— С Леонидом Колесовым мы дружим с юности, а такая дружба — это родство по духу. Где бы мы ни были — на самом Дальнем Востоке или на самом дальнем Западе — мы вместе. Летом мы иногда встречаемся, приезжая в Рыбинск, «сверяем часы» наших поисков, которые начали вместе в августе 1989 года, когда решили провести один из главных экспериментов нашей жизни — собрали профессиональный ансамбль в Рыбинске, — рассказывает Владимир.

Ансамбль работал много лет. Со временем музыканты разъехались по разным городам и странам. Но время от времени старые друзья, собравшись вместе, радуют рыбинцев новыми программами. Так получилось и на этот раз.

— Мои рыбинские ученики, с которыми я вижусь очень редко, стали так замечательно играть, сочинять музыку и делать инструменты, что мне захотелось представить рыбинским любителям искусства наши с ними труды. Мир сейчас такой маленький, мы быстро можем договориться и отложить другие дела ради выступления в родном городе, — объясняет музыкант.

Кстати об инструментах — все, кому посчастливится попасть на концерт, смогут увидеть и даже приобрести архаичные музыкальные инструменты Владимира Драчева.

— Он, как бы это поточнее сказать, обычный волшебник. Или необычный волшебник? — рассуждает Хробыстов. — Он делает волшебные свирели, окарины и другие дудочки. Иногда он приезжает ко мне вместе с женой Светланой, художницей, они играют на блокфлейтах и всегда привозят с собой целую гору дудочек. Свирель родственна блокфлейте. И через нее многое открывается в возможностях блокфлейты, а через блокфлейту — в богатом мире свирели. На этом концерте я буду впервые играть на уникальной флейте середины 18 века Godefroy Adrien Rottenburgh.

Летнее барокко

— Барокко в некоторых существенных характеристиках противоположно классике, — считает Владимир. — Классика буржуазно-демократична, это выражение духа эпохи после революции 1789 года. Это музыка больших залов, интеллектуальной унификации, начала формирования массового общества. Барокко аристократично, более изысканно, содержит много криптографии. В то же время в барокко куда больше причудливости, неожиданности. По-моему, эта музыка несравнимо более умна и утонченна. Но она не обращена к большому залу, к публике. На старых картинах, изображающих концерты, присутствует несколько музыкантов и несколько слушателей — в праздничные дни их могло быть 20-30.

Один из главных пионеров барочного движения Николаус Арнонкур объясняет обращение большого числа современных музыкантов к барокко вдруг обнаружившимся во второй половине 20 века желанием цивилизации найти пункт, в котором она сбилась с пути истинного. До того барокко ведь было почти полностью забыто.

И ни в одном концертном зале Рыбинска барокко не прозвучит столь гармонично, как в костеле. По словам Владимира, это зал с лучшей в Ярославской области акустикой:

— Архитектуру называют застывшей музыкой. Музыка по природе связана с поиском истины, высшей красоты. У настоящей архитектуры такие же цели. И вера религиозная связана с такими устремлениями. Лучшая музыка — Бах, Моцарт, Чайковский, Брукнер — религиозна. Я имею в виду не конфессиональность, а состояние души, вектор жизненного поиска. Я люблю играть в храмах. В последние годы наиболее приятные воспоминания остались от выступлений в католическом соборе в Южно-Сахалинске, протестантском соборе в Сеуле и рыбинском костеле.

Разговор с Владимиром Хробыстовым нельзя назвать интервью — это скорее беседа ученика с увлеченным мастером, учителем, готовым раскрывать тайны и отвечать на вопросы. И раз уж речь зашла о барокко и костеле, мы не могли не вспомнить о Вивальди — священнике и музыканте.

— Я люблю многое из музыки Вивальди. Уникальная личность! Мне кажется, он более понятен нам, чем своим современникам. Не случайно ему пришлось уехать в Вену и там закончить жизнь в безвестности и бедности, — говорит Владимир, а я возражаю, что и сейчас некоторые исследователи обвиняют его в самоповторах. — Самоповторы — это обычная практика даже позднее, например, у Моцарта. Иначе было не успеть — ведь музыка была нормальным атрибутом жизни, предметом заказов. Важно то, какой мир эмоций и духа создается тем или иным сочинением и его интерпретацией. Искусство, по большому счету, принадлежит не автору, не народу, а Небу. Все, конечно же, слышали известнейший цикл концертов Вивальди «Времена года». А знаете ли вы, что затем Вивальди решил сочинить ещё один подобный цикл — «Стороны света»? Из него сохранился только один Концерт для флейты — Il Gran Mogol — с индийской тематикой, ноты которого были недавно найдены. Не слышал, чтобы где-то в России, кроме Рыбинска, играли эту музыку.

И рок, и классика, и барокко

А вот сейчас мы, возможно, удивим вас, читатели — дело в том, что Владимир Хробыстов в юности играл и пел в рок-группе:

— Мне кажется, в моём участии в рок-группе ничего странного нет. Хотя сверстники часто вспоминают, что группа была хорошей, лучше групп других рыбинских школ. Мы пели о любви и о желании обретения совершенства бытия. Ну или хотя бы красоты. Какую мы порой крамолу несли! «The constitution must be changed». И никто ни разу нам не сделал замечания. Конституцию, правда, вскоре в самом деле поменяли. Так что с нами поаккуратнее надо…

Позже Владимир участвовал в джазовых фестивалях, записал с американцем Риком Бэйти альбом музыки Нью-Эйдж, признанный открытием года на одной из британских радиостанций.

— Вообще, мне интересны природа, естествознание, эффекты Виктора Шаубергера, психология, антропология, собственная семья и ученики, — сказал Владимир в завершение нашей беседы.

А мне захотелось добавить: и музыка. Ее Величество Музыка.

Наталья Сидельникова

Предыдущая статьяВ Рыбинске завершили приемку школ и детских садов
Следующая статьяВ Рыбинске полыхала иномарка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.