На первый взгляд, в нашем маленьком городе не так уж много творческих людей. Но это далеко не так. Рыбинцы создают свои музыкальные коллективы, поют и танцуют. Немало в Рыбинске и художников. И доказательством этому стала выставка, открывшаяся в Рыбинском музее-заповеднике. На ней представлено более 130 картин, которые вышли из-под кисти местных художников. Все они разные, но связывает их одно — город, который повлиял на их жизнь.
Ровно 100 лет назад в Рыбинске открылась первая крупная выставка, на которой были представлены более тысячи картин, написанных местными творцами. Тогда она работала всего несколько недель, но ее посетили почти десять тысяч человек. С тех пор зародилась традиция проводить такое мероприятие ежегодно. И сохранилась она по сей день.
Один из художников — Сергей Крылов — создал необычную картину. Он нарисовал Юрия Андропова на фоне символа Рыбинска — дебаркадера. Сергей рассказывает, что изобразил здесь все, что связано с его юношескими годами.
— Мое детство пришлось на тот период, когда Рыбинск носил имя Андропова. Поэтому образ этого человека возникает у меня в голове, когда я представляю себя ребенком. Работа состоит из частей, которые связаны с 80-ми. Например, стройка. Я жил на Скомороховой горе, а здесь постоянно что-то строили, панельные дома, каскадники. Отсюда и кран на картине, — отмечает художник.
Один из элементов — золотую рыбку — художник восстанавливал по редким фотографиям, которые ему удалось найти. Раньше эта скульптура в сопровождении «старика и старухи» стояла в Димитровском парке. Она также напоминает Сергею Крылову о детстве, но ее давно демонтировали, и найти оригинал художник не смог.
— Очень запоминались машины такси, которые ходили с «татуировкой» на боку «Андропов». Это сейчас ты ждешь автомобиль не больше пяти минут, а раньше приходилось стоять в очередях. Очень яркие впечатления они вызывали у меня, когда я был маленьким, — рассказал художник.
И, естественно, Сергей не мог не забыть про дебаркадер, который раньше стоял у причала.
— Очень хочется, чтобы эту яркую деталь города восстановили. Саму фигуру Андропова я изобразил в своей привычной стилистике, а дебаркадер оставил таким, каким он был. Хочется обратить на него внимание, может, все-таки он нас снова когда-то порадует, — поделился своими желаниями Сергей.
На выставке представлено много пейзажей Рыбинска, написанных местными художниками. Есть здесь и натюрморты. Так, художник по костюмам Рыбинского театра драмы Нина Матвеева вдохновилась разбитой лампой, а траву для картины собирала среди зимы.
— Однажды в мои руки попался старый фонарь. Почему-то сразу захотелось изобразить его, да и название быстро пришло в голову: «И лампа не горит». Это строчка одной из песен моей любимой группы «Сплин». Бутафорские рога и череп у меня уже были. Но не хватало какого-то элемента, чтобы заполнить угол на картине, — рассказывает Нина.
Тогда девушка решила поэкспериментировать. Зимой прошлого года она нашла засохшую траву, торчащую из-под снега, и поняла: это то, чего ей не хватало. Картина получилась темная, «упадническая», но, по мнению автора, уютная.
Художница мыслит нестандартно, но давно хотела изобразить водяные лилии. И она это сделала. Правда, цветы плавают не в пруду, как это привычно нам видеть на различных картинах, а в супнице.
— У меня не было возможности изобразить их в натуральной среде. Если их ставить во что-то, например в вазу, то они долго не проживут и завянут. Им необходимо пространство, в котором они будут плавать. А потом я купила супницу. И тут меня озарило, — улыбается Нина.
На самом деле, работ, которые принесли художники на выставку, гораздо больше, чем выставленных.
— Процесс выставления картин происходит следующим образом: авторы передают свои работы в музей, затем его работники развешивают картины так, чтобы они сочетались друг с другом. После этого в зал заходят представители Союза художников, выставляют всех авторов за дверь и запираются. Они отбирают определенные картины, а остальные возвращают творцам. Но если художник принес, допустим, три работы, они стараются оставлять хотя бы одну, — рассказывает куратор выставки Наталья Костерина.
На экспозиции представлено еще множество работ, которые можно долго изучать, разыскивая знакомые улицы и дворы. Но не только эти картины стали событием экспозиции.
Бывший губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын передал музею-заповеднику работы Василия Трамзина, которые долгое время считались утерянными. Художник рисовал их по инициативе руководства моторостроительного завода и лично Павла Дерунова.
Событием, к которому было приурочено написание портретов известных ученых, стал Всесоюзный семинар по научной организации труда, проходивший в 1968 году на базе рыбинского завода моторостроения. На этот семинар съехались более 600 директоров аналогичных предприятий со всего Союза.
Сам Анатолий Лисицын рассказывает, что у него эти картины появились по счастливой случайности:
— Его величество случай присутствует в жизни каждого. Так произошло и со мной. С работами Трамзина я был знаком и ранее. Однажды на Измайловском рынке в Москве, где продавали старые книги, картины, антиквариат, ко мне подошли два молодых человека. Они сказали, что знают меня, и предложили мне эти портреты, которые написал Трамзин.
В течение нескольких лет картины хранились у бывшего губернатора дома. Потом он решил, что эта часть истории Рыбинска должна храниться в городе, и отдал десять портретов музею-заповеднику.