Летние дни неумолимо идут на убыль. И для родителей маленьких знаек наступает беспокойная и ответственная пора — до сентября нужно определиться с кружками и «развивайками», где дошколенок не только получит новые знания, но и будет чувствовать себя комфортно. Одно из самых популярных направлений — иностранные языки. Дарья Орлова, работающая по современной методике Валерии Мещеряковой I LOVE ENGLISH, рассказала «Рыбинской неделе», зачем становиться полиглотом с детского сада, как учиться без парты и что за сюрпризы готовит «волшебная коробка».
— Дарья, вы занимаетесь английским языком по методике Валерии Мещеряковой с детьми от трех лет. Невольно задаешься вопросом, а не слишком ли это рано, не слишком ли сложно и утомительно для малышей? В этом возрасте и на своем родном языке дети только начинают говорить, как следует, а тут иностранный…
— Напротив, три года — самый благодатный возраст, в это время преобладает правополушарное мышление. Дети легко, как губки, впитывают новую информацию, и материал усваивается очень легко. Методика Мещеряковой тем и хороша, что в ее основе — обучение детей естественным путем. Ребенок изучает английский язык точно так же, как в младенчестве он приобщался к родному языку, плавно погружаясь в языковую среду.
Сейчас в мире перестроились представления о том, каковы цели обучения иностранному языку. Если раньше это было научиться читать, писать и переводить, то сейчас главный результат обучения языку — коммуникативные навыки. Проще говоря, чтобы ребенок понимал речь иностранца и мог вступить с ним в диалог. И как раз на это и нацелена методика Мещеряковой.
— Как это происходит на практике?
— Практически все занятия, кроме самых первых, проводятся полностью на английском языке, без перехода на русский язык. В этом принципиальный момент методики. Я даю детям образ слова без перевода: с помощью жестов, картинок, игрушек. И мы обыгрываем его в речевых ситуациях таким образом, что перевод просто не нужен. Интересна сама форма занятий — она игровая. Ребенок даже не осознает, что он учится. Он с удовольствием играет и в это время впитывает в себя новые знания. Вот почему изучать иностранный язык малышам не страшно, напротив, весело и увлекательно.
— Это совсем не похоже на обычные уроки в школе, где нужно запоминать, зубрить, делать над собой усилия.
— Да, мы полностью отказались от стандартных уроков. Во главу угла в методике Мещеряковой ставится комфорт ребенка. Начнем с того, что у нас в кабинете нет привычных парт, мы ничего не пишем — мы занимаемся изучением английской речи, «говорением». Это можно назвать разговорным клубом: дети садятся напротив учителя, причем он находится на одном уровне с малышами, а не возвышается на «взрослом» стуле.
Каждые три минуты сменяется вид деятельности: сейчас мы говорили, а теперь встанем и сделаем зарядку, а потом посчитаем игрушки и споем песенку. Это позволяет удерживать внимание малышей, даже самых непоседливых, все тридцать минут, пока идет занятие.
— Такие получасовые занятия проходят два раза в неделю. Неужели этого достаточно для погружения в языковую среду?
— Безусловно, нет, поэтому, помимо занятий в классе, у нас есть домашнее аудирование.
— То есть детей, а значит и родителей ждут домашние задания? А ведь так не хочется обременительной «домашки» уже в детском саду!
— Как таковых домашних заданий нет. Аудио-уроки — это небольшие записи по 7-10 минут в игровой форме, с песнями, танцами. Диски записаны носителями языка, причем не только англичанами, но и американцами, и австралийцами. За счет того, что ребенок слушает большое количество правильно поставленной речи, он перенимает это произношение. И чем больше слушает, тем лучше понимает иностранную речь.
Очень сильно мотивирует малыша «волшебная коробка». У каждого ребенка дома есть такая коробочка, где хранятся его пособия, карточки со словами и диск. После каждого прослушивания диска коробка «творит волшебство». Например, ребенок просыпается с утра и вместо картинки с кошкой видит маленькую игрушечку. Позитивные эмоции гарантированы!
—Методика игровая, веселая и для непосвященных может показаться не вполне серьезной. А каковы результаты обучения?
— Результаты впечатляют. Уже после первых месяцев обучения дети говорят по-английски дома, произносят целые фразы. Иностранцы-носители языка, бывающие в Рыбинске, отмечают их произношение. И даже если ребенок не знает какие-то слова, то не боится этого. Отсутствие психологического барьера к говорению — это один из самых важных результатов работы по методике. У детей с раннего детства складывается позитивное восприятие процесса обучения. А кроме того, они учатся самостоятельности, слушая аудио-уроки, а на более старших ступенях — выполняя задания к ним.
— То есть методика рассчитана не на один год?
— Методика включает в себя несколько ступеней обучения. Каждая из них имеет свою цель. Например, первая ступень подразумевает знакомство с английским языком малышей от трех лет. На второй год целью обучения становится говорение, речь ребенка становится более осознанной. Следующие ступени — чтение и письмо, за ними идет анализ, когда дети уже свободно могут излагать свои мысли по-английски, на несколько лет опережая школьную программу.
— Нужна какая-то подготовка, чтобы прийти на курс?
— Любой ребенок с нулевыми знаниями может обучаться, никакой дополнительной подготовки не требуется. Мы набираем группы от трех до пяти лет и от шести до восьми.
— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет изучать английский язык?
— Я бы пожелала родителям не бояться раннего старта и новых методик. Чем раньше ребенок начнет приобщаться к новой для него языковой среде, тем глубже он будет чувствовать язык, тем лучше у него разовьется языковое чутье, языковая интуиция.
Изучение иностранного языка — это отличные инвестиции в будущее образование. Сейчас в школьную программу вводится второй иностранный язык в качестве обязательного. Практика показывает, что для человека, который выучил один язык естественным путем, освоение второго проходит гораздо легче: интуитивно, быстро, легко и с удовольствием.
Мария Цветкова