В белых бантиках и черных галстуках после летних каникул школьники готовятся переступить порог своего второго дома. Кто-то в этом году это сделает в первый раз, для других это будет последний школьный День знаний. Но от этого волнительный момент будет ничуть не меньше. К встрече готовятся и учителя рыбинских школ. Накануне торжественного мероприятия корреспондент «Рыбинской недели» побывала в «Рыбинской школе-интернате № 1», чтобы узнать, ждут ли здесь своих воспитанников.
Маленькая страна
Директор Елена Рубкевич встретила нас в своем рабочем кабинете. На стенах небольшого уютного помещения висят медали, грамоты, благодарственные письма — все так, как и положено в кабинетах директоров. А вот фотографии, которые также украшают стены, для моего глаза оказались весьма непривычными. Это и понятно — здесь учатся особенные дети. Поэтому и наш разговор с гостеприимной хозяйкой начался не с обсуждения покупки новых стульев и парт, учебной программы и булочек в буфете. Елена Рубкевич решила для начала рассказать, кто же учится в стенах ее школы.
— У нас обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется особая образовательная программа. У каждого свои особенности, но они все замечательные. Это наш последний выпуск. Какой же это был отличный класс, — рассказывает Елена Рубкевич и показывает нам фотографию с ребятами. А потом заостряет наше внимание на белокуром высоком мальчишке: — А вот это Вова. Очень творческий и способный мальчик. Наша маленькая звездочка.
И таких ребят, по словам Елены Анатольевны, здесь немало. Все они попадают в спецшколу по разным медицинским показаниям. На протяжении девяти лет их учат не только писать, читать, но и социализироваться в обществе.
— В нашей школе много специалистов — учителя, воспитатели, логопеды, дефектологи, педагоги—психологи. Штат педагогов большой — 43 человека. Они обучают, воспитывают, развивают и проводят коррекционную работу, — рассказывает Елена Рубкевич. — Есть опытные педагоги, которые работают уже много лет, а есть молодые, которые к нам пришли после окончания вуза. Такой симбиоз мудрости, молодости и новизны дает нам хорошие результаты.
В этом году в школе сформировано два первых класса. Для них уже подготовлены специальные кабинеты.
— Лучше я вам все покажу, чем буду рассказывать, — решает директор школы и проводит экскурсию по кабинетам учебного заведения. В этом году школе есть чем похвастаться.
Одно из любимых мест воспитанников интерната — игровая. Помимо новых игрушек, в этом году здесь появился новый игровой бескаркасный комплекс. Социализировать детей помогают различные игровые классы, в которых ребята проводят много времени. Одним из таких является класс домоводства, где ребята могут окунуться в настоящую бытовую жизнь.
— Здесь обучаются ребята с четвертого класса. Они учатся мыть полы, посуду, готовить простые блюда, также они могут запеленать малыша, заправить кровать. В этом году для каждого мы приобрели индивидуальный прибор мини-хозяюшка, — рассказывает директор школы. — Здесь также есть кухонный стол, муляжи фруктов, овощей. Когда ребята научатся готовить простые блюда, мы заменим их на настоящие. Будем делать бутерброды и пить чай.
Изменения в этом году и в классе биологии. Здесь появилась интерактивная доска. С какой стороны подойти к новому агрегату, учителя еще разбираются, ведь не так часто в их стенах появляются дорогостоящие современные новинки. Теперь ребята смогут изучать мир через визуальные экскурсии.
Яркий игровой комплекс в этом году появился и на территории самого учебного заведения. Он гармонично смотрится на фоне клумб, сделанных руками педагогов и учеников. Кстати, ручной труд в стенах школы ценится не меньше дорогих приобретений. Об этом говорят картины на стенах, которые дети рисуют вместе с педагогами, интерактивные уголки в коридорах, посвященные правилам дорожного движения, истории Великой Отечественной войны и родного города.
— Одной из главных задач нашей школы является социализация наших выпускников, чтобы по окончании школы они вышли в общество, умели жить и обслуживать себя, по возможности самостоятельно, — рассказывает Елена Рубкевич.
Звезда по имени Вова
Глядя на того самого Вовку с фотографии, сложно представить, что врачи поставили ему диагноз «аутизм». Артистичный, позитивный, улыбчивый парень сегодня стал настоящей звездочкой Рыбинска. Он немногословен, но это не мешает ему удивительно исполнять песни не только российских, но и зарубежных певцов.
В школу-интернат Вова пришел в восьмилетнем возрасте. Этому предшествовали долгие годы подготовки в различных коррекционных организациях. А вот пел Вова с «пеленок», вспоминает его мама Мария.
— Он знал наизусть все песни из мультфильмов. Любил разную музыку — инструментальную, классическую, рок. У него и сейчас нет каких-то предпочтений, — рассказывает мама Вовы Мария Куракина.
Сегодня выпускник школы поступил в колледж. А мама уже переживает, как они вместе будут проходить новый этап в жизни Вовы, так же как и тогда, когда отдавала своего мальчишку в школу девять лет назад.
— Было сложно. Учителя не совсем были готовы, потому что детей с расстройством аутистического спектра тогда было намного меньше, и опыта взаимодействия с такими ребятами было не так много. Но учителя начальных классов и воспитатели всегда нас поддерживали, — рассказывает Мария. — Учебная деятельность давалась нелегко, а вот что касается музыки, танцев — это ему близко. Мог и на уроке запеть. Его способность к музыке разглядела педагог Наталья Калинина. С третьего класса он стал выступать на концертах в школе.
Артистичный Вова никогда не боялся сцены. Напротив, это его даже подстегивало.
— Он не чувствует зажимов, стеснений. На сцене он поет даже лучше, чем на репетиции дома или в кабинете музыки. На него положительно влияют свет прожекторов, публика. Он словно рыба в воде. И в этом его уникальность, — рассказывает про своего сына Мария. — В нем никогда не было агрессии, свойственной заболеванию. И я считаю, что это именно потому, что он занимается музыкой. Это гармония, определенный ритм, который, возможно, понижает тревожность.
Первое выступление юного певца не в стенах родной школы состоялось в Багряниках под Ярославлем, где он взял Гран-при фестиваля. В 2014 году выступил на межрегиональном конкурсе «Поющая весна».
— Я тогда не уточнила, среди какой категории детей проводится конкурс, а потом оказалось, что в нем принимают участие дети из музыкальных школ. Тогда я поняла, что нам не стоит надеяться на победу. Тем не менее, Вова занял первое место, — рассказывает Мария.
Сейчас в графике у молодого человека стоят два-три музыкальных конкурса в год. Из последних международный конкурс. Рыбинский мальчишка попал в число финалистов, и уже в ноябре этого года он отправится в Казань.
— Мы стараемся подбирать композиции, которые нравятся Вове. Он, конечно, споет любую песню, но не пропустит ее через себя, — рассказывает Мария. — Не раз случалось так, что он просто не мог допеть песню из-за эмоций. Он начинает переживать и плакать, если песня, к примеру, печальная. А так у него есть и свои любимые исполнители — Григорий Лепс, Стас Михайлов, Алла Пугачева.
Сегодня Вова вновь ждет 1 сентября, чтобы отправиться учиться. Но теперь его ждет уже взрослая жизнь.
— Когда у нас был выпускной в школе, все учителя, воспитатели, директор плакали. Очень трогательно было, — вспоминает Мария и старается незаметно вытереть слезы. — Очень жалко было из школы уходить.
Алена Языкова