Как взаимосвязаны физические способности и психологическое развитие? Что такое «портрет» спортсмена? Как выбрать спорт для ребенка, чтобы результат не заставил себя долго ждать? Этими вопросами в свое время заинтересовался рыбинский спортсмен Иван Шилов. Найдя на них ответы, он открыл в Рыбинске первый центр спортивной ориентации и отбора «StudyOn», где сегодня помогает определиться родителям дошколят с выбором вида спорта для их детей.
Все новое — это хорошо забытое старое
Большинство родителей хотят, чтобы дети были хорошо развиты и занимались спортом. Только вот мало кто задумывается, что выбор вида спорта должен зависеть не только от желаний мамы и папы, а также физической формы ребенка, но и от его психологических особенностей.
— Родителям всегда очень сложно признаться в том, что они через ребенка пытаются реализовать свои амбиции. И зачастую они не спрашивают его, а нравится ли ему заниматься тем или иным видом спорта, получается ли у него, — говорит Иван Шилов.
О том, что не всегда легко согласиться с тем, чтобы ребенок занимался тем видом спорта, о котором не мечтали родители в свое время, Иван Шилов знает по собственному примеру.
— Я сам борец. У меня растет сын. Глядя на его физические способности, я понимаю, что он мог бы пойти по моему пути. Но по психологическим показателям я понимаю, что он не добьется там особых успехов. У него нет жажды борьбы, ему нужно, чтобы во всем мире был мир. Поэтому в борьбу мы ходим для себя и никаких высоких результатов не ждем. Свои усилия направили на посещение «Кванториума», где он с удовольствием занимается конструированием и робототехникой. Конечно, внутри себя признать это тяжело, но с этим приходится мириться. И, наверное, это правильно. Мы прожили свою жизнь, ребенок должен жить свою, — считает Иван.
Во времена Советского Союза учителя физической культуры плотно сотрудничали с тренерами спортивных школ. Видя потенциал ребенка, они направляли его в нужную спортивную секцию. Сегодня по такой методике практически никто не работает. Головную боль родителям добавляет и тот факт, что количество спортивных кружков и секций в Рыбинске растет с каждым годом. Причем, если раньше каждый вид спорта имел минимальный возраст приема, то теперь на это мало кто обращает внимание.
— Раньше в основном в спорт принимали с 9-10 лет. Сегодня в четыре года уже готовы взять ребенка практически в любую спортивную секцию, — говорит Иван Шилов. — А системы отбора, как и сейчас, и несколько десятилетий назад в детских садах не было. Соответственно связи между образовательными и спортивными учреждениями нет. Я считаю, что это нужно возобновить, к тому же сегодня существуют совершенно другие, более качественные технологии.
Взаимосвязь физиологии и психологии
В центре «StudyOn» сегодня занимаются с ребятами от четырех до шести лет. Этот возраст, по словам Ивана, самый подходящий для тестирования и развития способностей. В спортивный клуб дети приходят три раза в неделю.
— Цель наших занятий — определение видов спорта наиболее подходящих для детей, чтобы они в полной мере смогли раскрыть свой потенциал, — говорит Иван Шилов. — У нас проводится два физкультурных занятия в неделю и одно — занятие с психологом.
Психолог Ирина Шилова развивает такие процессы как память, внимание, воображение — то, что необходимо для полноценного развития личности.
Еще одним важным фактором являются антропометрические показатели. Дело в том, что к шести годам тело ребенка приобретает те пропорции, по которым можно определить его телосложение уже во взрослом возрасте. Эти пропорции накладываются на модели спортсменов. И уже на фоне этих показателей, физических и психологических особенностей ребенка можно определить те виды спорта, которые ему подходят.
— Если человек, к примеру, интроверт, то мы бы советовали отдать его в какие-то индивидуальные виды спорта. Если же наоборот — экстраверт, то в командные. Если у человека высокая психологическая выносливость, то ему подойдут циклические виды спорта. Если ребенок импульсивный, то ему подойдут такие виды спорта, как тяжелая атлетика, — рассказывает Иван Шилов.
Иногда бывает и так, что психологический портрет идет вразрез с физическими возможностями ребенка. В таком случае у родителей есть два варианта.
— Родителям и ребенку в таком случае приходится выбирать. Либо заниматься там, где нравится, но высоких результатов вряд ли получится добиться в спорте высших достижений, либо выбрать то, где будет получаться, но всячески поддерживать и подбадривать ребенка, чтобы помочь ему справиться с внутренним стрессом и неприятием данного вида спорта, — говорит спортсмен.
По словам Ивана, большой удачей можно считать, когда все три показателя — физические, психологические и антропометрические — в ребенке совпали. Тогда можно смело рассчитывать на успех в избранном виде спорта. Но, это, к сожалению, бывает не так часто.
Не стоит отчаиваться и тем родителям, чьи дети, исходя из своих данных, не смогут добиться высоких результатов в спорте.
— Для поддержания здоровья ребенка, можно заняться оздоровительным плаванием, посещать фитнес-центры, совершать велосипедные прогулки. Здесь главное, чтобы ребенок был здоров, — считает Иван.
По окончанию занятий в центре спортивной ориентации, родители получают полный портрет своего ребенка, который впоследствии поможет определиться с выбором спортивной школы.
— В заключении мы также перечисляем те качества ребенка, о которых необходимо в дальнейшем будет знать и его родителям и тренеру, который будет с ним работать. Например, это какие-то его сильные качества или наоборот слабые, на которые надо обратить внимание, — рассказывает Иван Шилов. — С этим заключением ребенок идет в спортивную школу. Он отдает характеристику своему тренеру и тот, исходя из наших наблюдений, уже будет знать, как работать с тем или иным его воспитанником. Таким образом, ребенок и тренер будут понимать друг друга. А это, наверное, одно из основных условий в достижении высоких результатов.