Молодые, амбициозные, полные планов на жизнь люди. Они вовсе не думали о смерти. Так вышло, что их жизнь пришлась на военные годы. Долгое время их имена скрывались под общим названием на могиле «Погибшим в годы Великой Отечественной войны». Сегодня стали известны имена солдат, которые погибли на Рыбинской земле. 19 новых фамилий появятся на стеле, которую планируют установить в конце ноября этого года на Болтинском кладбище. Сейчас подрядная организация вышла на место работ.
Эскиз мемориала уже готов. Его размеры невелики: высота – полтора метра, ширина – 90 сантиметров. Выполнят его из черного и коричневого карельского гранита. Сверху надпись: «Защитникам Отечества, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945». Стоимость памятника — около 600 тысяч рублей.
Новая стела появится рядом с могилами, где захоронены летчики 42-го авиационного полка, имена и биографии жизни которых сегодня известны нам из архивных документов. Геннадий Троицкий, Федор Бурлаков, Арсений Антонов, Леонид Позднышев и Хамзы Насыров не были коренными рыбинцами. Все, что их объединяло – это служба и одна цель – защищать рыбинское небо, небо над ГЭС. Авиационное подразделение, в котором служили летчики, базировалось в районе деревни Якушево. А их штаб располагался в Болтинской школе.
Когда началась война, майору Геннадию Александровичу Троицкому было 32 года. Из архивов известно, что он родился 7 января 1909 года в селе Ильинское Буйского района Костромской области, что в двух сотнях километров от Рыбинска. Профессию летчика Троицкий получил в Ленинграде, а в 1932 году поступил на службу в Красную Армию. К 1939 году у Геннадия Троицкого было уже 90 боевых вылетов, три сбитых японских самолета и орден Красного Знамени за участие в боях на Халхин-Голе. К апрелю 1942-го количество вылетов увеличилось до 204.
Роковым днем в жизни летчика Троицкого стало 28 апреля 1942 года. В этот день истребители эскадрильи по охране военно-промышленных объектов Рыбинска отправились на перехват немецкого «Юнкерса». Но справиться с противником молодым летчикам не удалось, тогда-то им на помощь и вылетел командир эскадрильи майор Троицкий. Он догнал самолет противника и протаранил его. Вражеский «разведчик» развалился в воздухе. Несмотря на такой успех, самому Троицкому выжить не удалось. Из-за малой высоты он не смог воспользоваться парашютом. Самолет рухнул в районе деревни Новое Котово. Подвиг Троицкого вошел в историю как первый таран над Ярославской областью. В феврале 1943 года ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Рядом с могилой героя Троицкого находится захоронение солдата Федора Васильевича Бурлакова. Он родился в Ивановской области в деревне Шалганово. Окончил авиационное училище. К весне 1942 года воевал в составе 721-го истребительного авиаполка, который нес службу в составе Ярославско-Рыбинского района ПВО. Как и его коллега, лейтенант Бурлаков погиб при крушении самолета. ЛаГГ-3 разбился 28 мая 1942 года. Летчика похоронили на Болтинском кладбище Рыбинска, в районе базирования полка.
В числе героев-летчиков оказался и лейтенант, штурман звена 36-ой авиационной дивизии дальнего действия Арсений Иванович Антонов. Его могила находится в шаге от места упокоения Троицкого. Антонов родился в поселке Фруново Московской области в 1918 году. Погиб в ноябре 1943 года. Обстоятельства его смерти на сегодняшний день не известны.
Общий памятник установлен на Болтинском кладбище младшему лейтенанту Леониду Николаевичу Позднышеву и штурману, старшему лейтенанту Хамзе Сабитовичу Насырову. Этих молодых людей объединяет общая дата смерти — 13 августа 1942-го. Самолет, на борту которого они находились, разбился при взлете на боевое задание. По некоторым данным, отказал моторный двигатель.
А теперь немного о тех, чьи имена появятся на мемориальной стеле. Имена солдат стали известны благодаря электронной версии архива Министерства обороны. Лейтенант, командир звена Валентин Федорченко умер в возрасте 25 лет, авиационный техник, лейтенант Трофим Попов погиб в возрасте 32 лет, рядовой Василий Боровиков умер от ран в 35, техник по электронно-специальному оборудованию 42-го авиационного полка дальнего действия 36-й авиадивизии Сергей Гапонников погиб в 27 лет.
Рядовые, лейтенанты, телефонисты, летчики – всех их объединяла война. А теперь и место, где их имена навсегда застынут на гранитной стеле.
Фото: pomnite-nas.ru, Сергей Каргапольцев