Домой Общество Как не разорить собственный бизнес?

Как не разорить собственный бизнес?

0

Займы, кредиты, долги, приставы, суд — страшный сон, становящийся иногда реальностью для предпринимателей. И, как бы ни было грустно, такие истории сегодня не редкость. Нужно ли бояться кредитов, как расставить финансовые приоритеты и стоит ли залезать в долги, чтобы наладить бизнес. Обо всем этом говорим с генеральным директором компании «Мастер-Графикс» Дмитрием Сидельниковым.

То, что финансовая грамотность в России находится не на самом высоком уровне, сегодня ни для кого не секрет. Это подтверждают многочисленные исследования. К примеру, по результатам последнего, проведенного в рамках совместного проекта Минфина РФ и Всемирного банка в 2018 году, Россия занимает девятое место среди стран «большой двадцатки». Эксперты отмечают, индекс финансовой грамотности выше всего во Франции и Канаде, ниже — в Италии и Саудовской Аравии. Именно по этой причине «жизнь» бизнеса за границей более продолжительна.

В России же предприниматели очень часто вынуждены постигать науку ведения бизнеса на собственных ошибках и печальном опыте. И если для обычного гражданина финансовая безграмотность грозит лишь тем, что в кошельке не будет денег, то для предпринимателя такая ошибка может обернуться потерей бизнеса.

Кредит — целесообразно или нет?

— Для предпринимателя кредитование является неотъемлемым инструментом работы. Система не может развиваться за счет собственной энергии, поэтому, если мы хотим, чтобы из системы было получено больше, чем в ней есть, нужно в нее привнести. А это значит, ни одно предприятие не может развиваться за счет собственных средств. Именно поэтому часто предприниматели вынуждены брать кредит, чтобы расширить ассортимент и стать конкурентоспособным, — поясняет Дмитрий Сидельников. — Вариться в собственном соку — это очень долгий и, как правило, неконкурентный путь. Поэтому кредит — это целесообразно. Другое дело — как относиться к чужим деньгам.

Не мое — не жалко

К заемным деньгам надо относиться очень щепетильно, считает Дмитрий Сидельников. И всегда помнить поговорку: «Берешь чужие и на время, отдаешь свои и навсегда». Брать кредит под мечту, под ощущения, что все будет хорошо, — это прямой путь к разорению. Зато если у тебя есть четкое понимание действительности, трезвый расчет, понятный и проверенный практикой бизнес-план, то в кредите нет ничего страшного.

— Поясню, почему именно проверенный, — говорит Дмитрий. — К примеру, у предпринимателя есть магазин, в экономике которого он все понимает. Открыв еще один — аналогичный первому — в новом торговом центре, он уже примерно будет осознавать, сколько ему необходимо вложить денег в его развитие, сколько он будет приносить прибыли, как быстро окупится, какой будет поток клиентов. Соглашусь с тем, что в бизнесе никогда нельзя быть уверенным на 100%, но на 98%, я считаю, он должен это понимать. Ошибки возможны всегда, но, имея в голове четкую картину, их будет меньше.

К чему приводит оптимизм

Мы всегда хотим быть оптимистами, тем самым рискуя оказаться в неприятных ситуациях. Собеседник уверяет, что в настоящее время процент обманутых либо франчайзинговой компанией, либо какими-то недобросовестными поставщиками или просто нечистыми на руку людьми достаточно велик.

— К примеру, предприниматель продает какой-то товар в ограниченном количестве или ограниченному кругу людей. У него все хорошо, и он со временем решает расширяться. Поставщики его подталкивают к этому решению, говоря, что все получится. Предприниматель берет кредит, закупает большую партию, а по факту получается, что в больших объемах это никому не нужно. К примеру, продажа БАДов. Веря в «чудодейственные» способности препаратов, о которых ему рассказали, бизнесмен закупает партию. По факту получается, что долгожданного спроса он не получил, а кредит уже взят, и деньги придется возвращать, — говорит Дмитрий. — Вера в лучшее — это, конечно, хорошо, но подходить к этому стоит все же разумно. Проверка людей со стороны никогда не будет лишней.

Бизнес на двоих

Здесь все просто. Необходимо помнить одно правило: при любых негативных обстоятельствах отдавать кредит будет залогодатель.

— Рассмотрим простой пример. Два начинающих предпринимателя берут кредит, залогом выступает автомобиль одного из них. Дело не пошло, а деньги отдавать надо. Эту ношу на себя берет тот, у кого в залоге перед банком автомобиль. Поэтому не стоит себя подставлять, — предупреждает будущих коллег предприниматель.

Цепная реакция

— Все мы разные. Кто-то взял кредит, у него не получилось, и он успокоился. Кто-то взял новый, чтобы закрыть старый, и, возможно, это ему поможет. Но, как правило, в большинстве случаев это загоняет человека в огромные долги. Это жесткий опасный коктейль из безответственности и излишнего оптимизма. Можно провести аналогию с казино. Только в казино это происходит все очень быстро, а здесь растянуто во времени, иногда на годы, — говорит Дмитрий.

Перейдем к выводам. Итак, кредит является целесообразным поступком разумного предпринимателя. Чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо помнить, что это чужие деньги, и их придется вернуть. Иметь в голове соответствующий, четкий и продуманный план, как вы это сделаете. Разделять понятия реальность и мечты. Не подставлять себя в совместном бизнесе и определить для себя ту кредитную черту, переступив которую, наступят необратимые последствия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.