В начале третьей четверти, самой длинной и самой трудной для школьников, мы выяснили, как найти хорошего репетитора. Наша собеседница — Татьяна Разумова, репетитор по биологии и химии. Она преподает в «Академии Талантов» и не только там. Самые актуальные вопросы обсудила с ней корреспондент «Рыбинской недели» Алена Языкова.
— Как узнать хорошего репетитора?
— Самый главный признак. Хороший репетитор не будет натаскивать. Он даст знания и навыки, позволяющие успешно учиться самостоятельно.
Случаются обстоятельства, когда на неком этапе семье правильнее бывает пожертвовать образованием ребенка ради достижения других целей. То есть, заменить получение настоящих умений и знаний натаскиванием на тесты, на совместные с подростком домашние работы. Если нет возможности резко снизить нагрузку в школе, то так можно, например, поступить во время восстановления после болезни, во время проживания подростком горя или когда у ребенка случился кризис в значимых отношениях. Бывает, что творчество или спорт требуют на кратком этапе максимума сил, порой в ущерб учебе бывает тяжелая адаптация к новой школе.
Но в обычной ситуации никого натаскивать не надо. И в тяжелой-то лучше не натаскивать, а изыскивать средства, как поддержать ученика, используя для этого изюминки школьного предмета. А уж когда нужно просто поднять успеваемость, нагнать пропущенное, подготовиться к экзамену или контрольной, когда хочется изучить предмет на более продвинутом уровне… Хороший репетитор будет учить. Он выявит сильные и слабые стороны ученика, поможет усерднее заниматься, даст много домашних заданий и подробный разбор, как они были выполнены.
— А как же подготовка к ЕГЭ? Тут-то не обойтись без натаскивания.
— Для того чтобы сдать ЕГЭ, нужно хорошо понимать школьную программу. А прежде всего — ключевые проблемы разрешить. Освоить на пять с плюсом те знания, поставить на пять с плюсом те навыки, которые понадобятся в большинстве других тем, которые помогут усвоить более сложный материал.
Если заменить работу с вот этими, базовыми, знаниями и навыками, а также работу по ключевым проблемам, тестами или распознаванием типов экзаменационных заданий, наращиванием эрудиции, нарешиванием ЕГЭ и тому подобным упрощением курса, то сперва, конечно, баллы станут расти, но со временем их рост упрется в потолок. Пройти выше не хватит понимания предмета. А возвращаться к учебе после такой «подготовки» в кавычках ребятам уже тяжело, не каждый отважится начать всё сначала, да и время потеряно.
— Вы говорите: «ключевые проблемы». А бывают ключевые проблемы, общие для разных предметов?
— Конечно. Во-первых, это — навыки счета. Мне встречались старшеклассники, которые не знали таблицу умножения.
— А всем ли нужна таблица умножения в 21 веке? На экзаменах выдают калькулятор.
— Устный счет нужен всем. Во-первых, есть немало заданий по физике, химии, даже по биологии, которые требуют очень простых расчетов, но виртуозных и молниеносных. Во-вторых, устный счет и счет в столбик развивает математическую интуицию, возможность почувствовать оплошность, когда подвел калькулятор.
— Какие еще проблемы мешают детям учиться?
— Низкие навыки самопроверки. Решил и сдал, пусть ошибки поищет учитель. Не потрудился обнаружить их сам.
Функциональная неграмотность. Читать-то все умеют, но не все способны понимать написанное, даже написанное в условиях задачи.
Большинство не умеет делать перерывы. Многие и не знают о том, что когда домашние задания занимают больше часа, нужна перемена, сидят до упора. Многие не умеют тактически планировать время — любые уроки учат с вечера на завтра, к тому занятию, на котором их спросят. Нередко второпях, нередко засиживаясь до ночи.
Зато они так развивают силу воли, упорство. Это — полезные качества. В ВУЗе тоже придется учиться по ночам.
— Волевую сферу и упорство, в частности, хорошо развивает спорт. А от сидения с учебниками по ночам развиваются истощение нервной системы и болезни зрения.
Какая же это сила воли, если домашняя работа делается, когда замаячит призрак завтрашней двойки? Это не воля, это зависимость, это отказ от принятия самостоятельных решений о распределении времени, от экспериментов с планированием. Притом, от экспериментов в той сфере, где самостоятельные решения вполне посильны подростку, где цена ошибке невелика.
— Вы пишите о себе: «Обучение с любого начального уровня». Вы берете учеников со всеми теми проблемами, которые мы здесь обсуждаем?
— Конечно. Сначала «ставим базу» — поднимаем ключевые умения и знания, параллельно, по возможности, улучшаем навыки счёта, функциональную грамотность, умение планировать. Потом разбираем более узкие, более детальные темы, решаем много задач, выполняем много сложных упражнений. После тренирую сдавать ЕГЭ, если нужна такая тренировка.
— За какое время можно подготовиться к ЕГЭ по химии?
— Идеально — за полтора года, но если выложиться по полной и если начинать не с самого нуля, то можно быстрее. Сейчас в «Академии Талантах» я набираю группы для блиц-подготовки к ЕГЭ по химии и биологии. Для тех, кто придет ко мне, это будет многотрудное и увлекательное интеллектуальное приключение на четыре с лишним месяца.
— Каких учеников вам пожелать?
— Целеустремленных. Деятельных. Трудолюбивых. С мечтой, которая греет их и зовет к победе. Знания и навыки нарастут, лучший балл сбудется.