Что такое любовь матери к ребенку? Риторический вопрос, на который у каждого найдется свой личный ответ. Но все мы, скорее всего, согласимся с тем, что она безгранична, особенно тогда, когда вместе с радостью материнства в дом приходит беда. Принять ребенка таким, каким родился, всеми силами доказать ему, что он особенный и способный на подвиги, — разве не доказательство этим словам? Мама Наталья и ее двенадцатилетняя дочь Александра сегодня маленькими шагами идут к своей цели, преодолевая жизненные препятствия и встречая на этом пути добрых «волшебников».
Фея из «Турнера»
Наталья родила Александру в 35 лет. Ребенок был долгожданным. Да и поводов для переживаний у будущей матери не было — УЗИ и анализы были в норме. Но почему-то, когда Александра появилась на свет, врачи задали женщине неожиданный и в то же время ставящий в тупик вопрос:
— Вам показывать ребенка?
Девочка родилась с патологией — аномалия верхних и нижних конечностей.
О том, что можно ответить отказом, в тот момент Наталья даже не думала. «Она моя», — говорило материнское сердце.
— Когда Саша родилась, врачи делали самые разные прогнозы. И они были плохими. Говорили, что будет хромать, ничего не сможет делать руками, а к году и вовсе может наступить умственная отсталость, потому что одна патология влечет за собой другую. На тот момент мое психологическое состояние оставляло желать лучшего, — вспоминает сегодня мама Наталья. — Когда Сашеньке исполнилось полгодика, я напросилась с друзьями поехать в Египет. И там я успокоилась, посмотрела на свою маленькую доченьку, которая сидела и играла, и подумала, пусть она будет хромой, не такой, как все, но она родная и самая лучшая. Оттуда я уже приехала совсем другим человеком.
Почти каждый год семья отправлялась в путешествия, чтобы давать себе передышку и набираться сил жить дальше. Одна из таких поездок стала для семьи, по словам Натальи, настоящим чудом.
— Когда Саше было три с половиной года, мы вновь поехали в Египет. В отеле, где мы жили, к нам подошла женщина и спросила про диагноз Саши. Как оказалось, она была заведующей отделением стопы «Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Турнера». Прямо в ресторане она осмотрела Сашины ножки и сказала, что готова за нас взяться. Я оставили ей свои данные, но не могла предположить, что эта история получит продолжение, — рассказывает Наталья.
На следующий день после возвращения домой семья получила приглашение из института. Первая операция состоялась, когда Александре стукнуло пять.
— До того, как Саша родилась, я не видела, а может быть, просто не замечала инвалидов. И когда в два месяца я принесла ее в центр реабилитации на массаж, то увидела детей с самыми разными заболеваниями. Некоторые даже не могли улыбаться. Тогда я поняла, что на фоне их проблем наша не такая уж и страшная, — вспоминает мама.
Сегодня, глядя на Александру, сложно сказать, что врожденная патология мешает девочке жить. О том, как болят ноги и как хочется надеть красивые туфельки, знают только они.
— Мне кажется, она уже свыклась с этой болью. Бывает, напрыгается, как это умеют делать все дети, а потом болят ноги. Спасают нас обезболивающие лекарства и Сашино терпение, — говорит Наталья.
Для других же это белокурая девочка с великолепным голосом, участница различных конкурсов и юная модель.
Разбудить певицу
О том, что девочка обладает уникальным слухом и голосом, маме рассказали в реабилитационном центре «Здоровье», где семья ежегодно проходит обследование. Его сотрудница посоветовала Наталье отдать Сашу в музыкальную школу.
— Мы пришли в музыкальную школу № 6 уже в самом конце августа. Нам сказали, что все экзамены прошли и мест нет. Тогда, чтобы не терять время, мы записались на хор. После первого занятия ко мне вышла директор и спросила, почему Александра находится в обычном хоре, ведь у нее отличный слух. Мы с ней поговорили, и она взяла нас под свое крыло. Там мы отучились два года, а потом перешли в музыкальную школу № 7.
О том, почему в девочке проснулся музыкальный талант, мама Наталья не догадывается — их семья совершенно не музыкальная, а сама Наталья училась в музыкальной школе лишь по желанию своих родителей.
— Мне нравится выступать на сцене. Я чувствую себя там комфортно. Иногда, правда, боюсь перед самым выступлением, но когда ты уже вышла, то обратно дороги нет. Уйти со сцены — это некрасиво, поэтому встаешь и поешь. Страх отступает, а потом и вовсе про него забываешь, — рассказывает Саша.
Сейчас девочку стали приглашать на различные городские мероприятия и конкурсы. В эти моменты Наталья «выключает» маму и становится серьезным критиком.
— Я начинаю следить за каждым ее движением, каждой нотой. Я понимаю, что не права, но во мне просыпается какой-то злодей, — смеется женщина.
Свои успехи Александра демонстрирует и в школе. Девочка хорошо учится.
— Все педагоги знают, если Саша «выпала» из учебного процесса, то когда она вернется, ее можно спросить любую тему. Находясь дома, в свободное время она берет новые темы и самостоятельно их проходит. Разбирается, учит, иногда что-то спросит. Потом приходит в школу и сразу пишет контрольные, — рассказывает Наталья.
В костюмах прошлых лет можно увидеть Александру и на показах. К примеру, на железнодорожном вокзале или в музее «Советской эпохи» или в музее-заповеднике. Девочка является одной из самых юных моделей студии «40 чемоданов» Ольги Моль.
— Что-то из костюмов нам дает Ольга, что-то мы находим у себя дома, покопавшись в вещах моих мамы и бабушки, — рассказывает Наталья.
Единственное, о чем сегодня жалеет Наталья, глядя на Сашу в шикарных костюмах, это то, что ее дочь не может надеть под них каблучки.
Еще одним из недавних увлечений Александры стал французский язык.
— Когда были в центре здоровья, приезжал хор из Франции. Наши дети рисовали рисунки и дарили их. Саша нарисовала тогда себя с микрофоном в руках и на сцене. Этот рисунок достался жительнице Парижа — Жозиан. После этого они стали общаться, пересылать друг другу подарки. И вот совсем недавно Саша сказала, что хотела бы изучать французский язык, чтобы самой общаться с Жозиан и когда-нибудь осуществить свою мечту — побывать в Париже, — рассказывает мама.
Пока же девочка серьезно не задумывается о своем будущем: возможно, после школы Александра поступит в Академию имени Гнесиных и станет известной певицей, возможно, выберет профессию воспитателя или учителя от большой любви к детям — все это покажет время. А пока, кажется, этой семье ничего не страшно, хотя…
— Страшно только одно — остановиться! — говорит Наталья, а Саша в знак согласия кивает головой.
Алена ЯЗЫКОВА