4 февраля в одном из общежитий в Мариевке разгорелись нешуточные страсти. Все, как положено: с криками, жалобами, обвинениями. Жители микрорайона, депутаты, представители местного и областного здравоохранения собрались вместе, чтобы обсудить проблему, решение которой затянулось на несколько лет, — закрытие подстанции скорой помощи на улице Волочаевской. У местных вопрос: почему такой большой микрорайон хотят оставить без скорой помощи? И как это часто бывает, после одного последовали и следующие: где санитары, почему нет талонов к врачам и куда пойдут те самые драгоценные 400 тысяч, сэкономленные от закрытия скорой. Без оглядки на собственное место жительства и профессию будем беспристрастны и лишь расскажем о том, как видят эту проблему два противоборствующих лагеря.
Позиция местных
На организационном собрании в небольшом помещении собрались десятки жителей Мариевки. Основную часть присутствующих составляли люди старшего поколения, ведь именно они чаще становятся «клиентами» скорой помощи. Новость о закрытии взбудоражила их воображение, а вопросов в голове получилось больше, чем ответов.
— У нас большой район. Строятся новые дома. Нам нужна своя скорая помощь, — эмоционально выкрикивали люди со своих мест.
— У нас есть такие бабушки, которые сами могли дойти до станции и измерить давление и получить помощь, теперь что им делать? — следом прозвучал вопрос в адрес представителей здравоохранения.
Более молодое поколение, которое в курсе дорожной обстановки в городе, учли пробки, количество машин и светофоры на Герцена и подсчитали, что машина скорой помощи будет ехать до адресата дольше по той причине, что бригады, которые раньше находились на Волочаевской, теперь находятся на Чкалова, 5.
— Вы же понимаете, что машины будут стоять на светофорах? Будут ехать дольше. А если человек умрет за это время? — задавал вопрос за вопросом депутат Муниципального Совета Олег Леонтьев. — И кто поедет на ДТП, которое случится на трассе? И почему вы забываете про район?
Ответ, что со всеми этими ситуациями без ущерба для пациентов справятся машины, отправляющиеся из центра, народного избранника не убедил.
Поинтересовавшись, сколько сэкономит учреждение, если подстанция скорой в микрорайоне Мариевка закроется, невольно возник и другой вопрос:
— Куда же пойдут сэкономленные 400 тысяч рублей?
— Оптимизация! К чему она нас приведет? — шептались между собой мужчины, стоявшие в коридоре.
Но, как это часто бывает, одной темой не обошлись. Многие стали рассказывать истории из личного опыта. Делились диагнозами и названиями лекарств.
— Я вызывала врача в декабре прошлого года. Мне было очень плохо. У меня было предынсультное состояние. Мне диспетчер ответил, что возьмите «Капотен» и подождите. Я ждала бригаду 40 минут, — высказалась одна из пенсионерок.
Позиция главврача
Отвечать на все вопросы местных жителей в первую очередь пришлось главному врачу станции скорой помощи Рыбинска Наталье Морозовой.
— С конца апреля прошлого года бригады с подстанции в микрорайоне Мариевка были переведены на центральную в тестовом режиме. В отделении оставался только фельдшер по приему вызовов, который там выполнял, по сути, роль сторожа. Прошел почти год. У меня к вам вопрос: что-то изменилось? Ни одной жалобы нам не поступало, — задала вопрос собравшимся главный врач скорой помощи.
Если смотреть на ситуацию по цифрам, не ударяясь в эмоции, на данный момент алгоритм работы скорой, по словам главврача, такой: одиннадцать бригад скорой помощи находятся на Чкалова, 5, четыре — на 50 лет ВЛКСМ, три — в микрорайоне Волжский.
— Ситуацию мы мониторим с лета каждую неделю. Нагрузка на одну бригаду в 2019 году составила 11,4 % на всех филиалах. За период с 22 апреля прошлого по 31 января этого года поступило более 46 тысяч вызовов. В 92% из них скорая добиралась до места назначения менее 20 минут, — рассказала Наталья Морозова. — Расстояние от Волочаевской до Чкалова всего три километра. Время доезда — две-три минуты. Надо понимать, что на вызов едет любая свободная бригада, вне зависимости от того, к какой подстанции она относится. 30 % вызовов, которые поступали из этого микрорайона, обслуживал также центр. Сейчас нагрузка распределилась поровну.
И еще о цифрах. По данным главного врача, за год в учреждение в Мариевке поступило всего 15 амбулаторных обращений. Это как раз те случаи, когда жители приходили измерить давление.
Нашелся ответ и на вопрос жителей, куда же пойдут 400 тысяч.
— Для государственного учреждения это большие деньги. Мы лучше закупим на них лекарственные препараты, — ответила главврач.
Позиция области
Не стали медлить с ответом и в области. На встречу с жителями Мариевки приехали представители регионального департамента здравоохранения.
— В первую очередь меня волнуют пациенты и оказание медицинской помощи именно населению Рыбинска, а интересы коллектива должны рассматриваться немного в другом русле, — сразу распределила жалобы присутствующих специалист департамента здравоохранения по скорой медицинской помощи Людмила Кукушкина. — На данный момент согласно постановлению Минздрава России принято решение о создании единой диспетчерской службы. Все звонки поступают на главную подстанцию. Диспетчерская оснащена системой «Глонасс», чтобы мы могли отследить работу сотрудников. Таким образом, мы видим, какая из бригад находится ближе к адресу вызова, передаем информацию по телефону, и она едет в назначенное место. Надо понимать, что бригады ездят на вызов не с подстанции. Практически 70 % вызовов передается по телефону, по месту нахождения бригады. Если мы будем ездить с вызова на подстанцию и проезжать те дома, где находится больной человек, мы будем терять драгоценное время.
Также Людмила Кукушкина отметила, что после объединения подстанций старшему диспетчеру и старшему врачу, которые отслеживают и распределяют вызовы, стало легче контролировать ситуацию.
— Когда бригада находилась на Волочаевской, получалось что в день на два-три часа они «выпадали» из работы. Это происходило по той причине, что они ездили на центральную подстанцию на Чкалова, чтобы пройти медицинский осмотр, взять медикаменты или обслужить машину, — говорит Людмила Кукушкина. — Таким образом, мы исключили эти пересменки, потому что они все там, а для вас и для нас это ценное время.
Плюс объединения и в том, что на центральной подстанции находится главный врач, который может на месте скорректировать работу всех бригад.
Также вышестоящее руководство отметило, что на данный момент ни о каком закрытии подстанции на Волочаевской речи не идет. Мониторинг работы скорой помощи в Рыбинске продолжается.