Давно у нас не было рубрики «Проверено на себе». Ее суть вы знаете: мы отправляемся осваивать новые для себя профессии, пробуем себя в эстафетах и даже делаем татуировки. В этот раз мы выбрали менее травмоопасное, но все равно очень интересное занятие. В преддверии Международного дня кукольника мы попробовали себя в роли кукловода.
Только раз в году в Рыбинском театре кукол проходят специальные занятия для школьников. Актеры не просто рассказывают детям об истории театра и своей профессии. Они дают подрастающему поколению возможность самим попробовать себя в этой роли, узнать о закулисье театра.
В одну из групп удалось попасть и мне. Вместе с юными зрителями я начала свой путь в роли кукловода. Первым делом нас познакомили с самыми главными героями театра — куклами. Оказалось, что у них существует несколько видов.
— Планшетные — куклы работают не на ширме, а на любой поверхности. Сзади у куклы есть специальные крепления, с помощью которых актеры управляют ее головой и туловищем.
— Перчаточные или петрушечные — актеры надевают куклу на руки, словно перчатки. Такими системами кукловоды пользовались еще несколько столетий назад, когда ходили по ярмаркам и базарам.
— Тростевые — куклой управляют с помощью специальной трости. Изначально такие игрушки были плоскими, но со временем модель усовершенствовали. Такие куклы считаются одними из самых распространенных в театрах кукол.
— Мимирующие — куклы могут изображать различные эмоции. Лицом таких игрушек управляет актер.
Именно на мимирующей кукле я попробовала освоить эту профессию. Моим «коллегой» стал Бабайка. Кукла оказалась довольно тяжелой, чего я не ожидала. Поворачивать голову куклы труда не составило, ведь именно там находилась моя рука.
Намного тяжелее было с другой стороны — ведь помимо того, что мне надо управлять куклой, мне же ее и пришлось озвучивать. Коверкать голос я умею, но держать его постоянно в непривычном тоне очень сложно.
Сложность работы кукловода заключается в том, что многие спектакли в театре — интерактивные, то есть актеру нужно не просто рассказывать заранее выученный текст, а работать непосредственно со зрителем, на ходу меняя сценарий. Но при этом нужно помнить, в каком положении находится кукла, не забывать про эмоции куклы, помнить свою роль и свой текст. Да и еще и голос менять со своего на голос куклы.
Честно признаюсь, из всех материалов, что у меня были из цикла «Проверено на себе», этот оказался одним из сложнейших. Потому что тут ты выступаешь перед публикой, причем одной из самых сложнейших — детей. Они без стеснения выражают свои эмоции и за ошибку могут обсмеять. Однако этого мне удалось избежать, и юному зрителю все понравилось.
Также в этот день нас познакомили и с другими, тайными для зрителя комнатами — гримеркой, мастерской по созданию кукол, костюмерной, где живут сами игрушки, вестибюлем.
Особенно интересной локацией для меня стала мастерская. Ведь благодаря труду людей, которые занимаются созданием кукол и декораций, мы можем смотреть спектакли, наслаждаться новыми героями.
Сейчас в работе мастеров находится дракон, которого зритель увидит в апреле. И если голова его уже готова, то с телом работникам театра придется хорошо поработать. Оно должно быть подвижное, но в то же время легкое, чтобы им было проще управлять. Но мастера по секрету поделились, что иногда для создания кукол используют подручные материалы. Так и тело этого дракона будет создано из обычных ведерок из-под мороженого. В них проделают небольшие отверстия, с помощью которых материал скрепят между собой, оставив тело подвижным.
Действительно, работа в театре, а особенно в театре кукол очень нелегка. Однако за это актеры и сотрудники учреждения получают самую большую награду — улыбку и смех детей, которым очень понравился спектакль.
Валентина Гундерина