О нашем земляке Михаиле Рапове можно рассказывать бесконечно. Этот многосторонний человек запомнился жителям Рыбинска и района как талантливый педагог, защитник истории родного края, человек радушный и готовый всегда прийти на помощь. Сегодня мы расскажем о том, почему талантливого юношу Мишу не брали в институт, о его любимой нянечке и в какой деревне Рыбинского района он любил проводить летние каникулы.
Семья с «секретом»
О своей семье Михаил Рапов предпочитал не рассказывать, а в его биографии сегодня можно найти лишь скудные факты, связанные с его происхождением. Восстановить многие моменты его личной жизни удалось лишь спустя десятилетия. В этом помогла его внучка Злата Рапова.
Основателем рода Раповых был Жан де Рапп — известный французский генерал, один из самых преданных Наполеону Бонапарту военачальников. За свои подвиги он заслужил прозвище «Неустрашимого». После свержения Наполеона остался ему верен. Франция для него всегда оставалась родиной, которую он защищал. Де Раппа любили и Бурбоны. В 1819 году он получил титул пэра Франции, а в 1820 году — придворное звание 1-го камергера короля Людовика XVIII.
Один из его сыновей — Николя — во время французской революции 1848 года бежал из Парижа в Россию. Там он и остался, сменив фамилию на русскоязычную — Рапов. Николя служил русскому царю. Принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Был героем Плевны. Там он и погиб, оставив после себя трех сыновей — Александра, Семена и Андрея. Они находились под присмотром опекунов и перебрались в Рыбинск.
Будущий отец Михаила Рапова Александр так же, как и его отец, решил связать свою жизнь с военной деятельностью. Когда Мише Рапову было три месяца, отец был переведен в город Ровно. Там семья жила до начала мировой войны 1914 года, после чего были эвакуированы в Москву. А уже оттуда вернулись в Рыбинск. В декабре 1914 года отец Михаила погиб на австрийском фронте на поле боя. Прощание с ним состоялось в Рыбинске по просьбе его супруги.
Рано оставшегося без отца мальчика воспитывали мать Ольга Николаевна — женщина интеллигентная, образованная и его няня — Алена. Нянечка, так ласково ее называл Михаил Рапов, прожила в их семье всю свою жизнь, пережив самого Михаила.
— Ее можно назвать «народной бабушкой» и сравнить с Ариной Родионовной. У нее были крестьянские корни. Малограмотная няня в доме Раповых научилась читать и потом перечитала всю их библиотеку. Она была первой из слушателей книг, которые уже потом опубликует Михаил Рапов. Он ее любил и звал всегда нежно — моя нянечка. А она не представляла свою жизнь без этой семьи, — рассказывает научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника Елена Белова.
Рапов — педагог
Окончив школу, в суровые 30-ые годы Михаилу пришлось нелегко.
— Он хорошо учился, многим интересовался. Но из-за его происхождения у него не принимали документы ни в один ВУЗ. Он очень переживал по этому поводу. В это время он работал художником в разных организациях, писал стихи, — рассказывает Елена Белова. — И, я думая, что именно его целеустремленность, желание учиться и занять свое место в этой жизни ему помогли. И в 1933 году он поступил в наш Авиационный институт. В 1937 году окончил его с отличием. Во время учебы Миша был очень активным. Его любили однокурсники. И это стремление жить общественной жизнью осталось у него на всю дальнейшую жизнь.
После окончания института он устроился на работу на Рыбинский авиационный завод. В годы войны он был эвакуирован в Уфу. Вместе с ним попала в Башкирию и семья Раповых.
— Михаил Рапов помогал в эвакуации. Его организаторский талант, умение все сделать точно, договориться с людьми очень пригодились, — рассказывает Елена Белова.
В январе 1942 года начались занятия в Рыбинском авиационном техникуме, расположенного в Уфе. Педагогов не хватало и Михаила командировали туда. С этого года он свяжет свою жизнь с педагогикой на тридцать лет, — рассказывает Елена Белова.
Там же он будет вести кружок истории и фотографии. В 1972 году педагогическая деятельность Михаила Рапова закончилась. За свой труд педагога он был удостоен звания «Заслуженный учитель школы РСФСР».
Рапов — фотограф и историк
Параллельно с педагогикой у Михаила Рапова были разнообразные увлечения. Одним из важных и значимых для него стала история. Он много изучал и фотографировал.
— Неожиданно для себя он увлекся так, что стал писателем, который напишет книгу «Зори над Русью». Эта книга писалась пятнадцать лет. Благодаря этому увлечению в 1958 году он становится членом Союза писателей, — рассказывает сотрудник музея. — Он также любил фотографировать и рисовать. В книгу «Каменные сказы» вошли его рисунки и фотографии. И если бы сейчас он был жив, я думаю он был бы активным участником фотовыставок. У него сохранилось много негативов. У нас хранится лишь малая часть.
Интерес к памятникам города, храмам и истории родного края в целом свели его с такими же увлеченными людьми, и он становится первым в Рыбинске председателем организации общества охраны памятников. По его инициативе в конце 1960-х годов начались работы по восстановлению глав и шпиля Спасо-Преображенского собора.
— Он много ходил пешком, фотографировал и все время записывал. Своими наблюдения делился в Ярославле, просил о помощи. Это был патриотизм. Он любил свой край, свой Рыбинск, и таким образом выражал свою любовь, — рассказывает Елена Белова.
«Я запомнила его истории»
Сегодня в фондах музея хранится уникальная фотография. Она была сделана в один из дней, когда Михаил Рапов жил в доме деда Елены Беловой.
— Так получилось, что дачная жизнь Михаила Рапова была связана с домом моего дедушки в селе Ивановское Глебовского сельского сельсовета. В нашем доме Михаил Александрович жил почти тридцать лет — с 1946 года до 1976. Сначала с женой, а после ее смерти со своей няней. К нему приезжали друзья, коллеги, — вспоминает сегодня Елена Белова.
Этот большой дом, красивые и живописные места Михаил Рапов заприметил, когда приезжал со своими студентами на поля помогать убирать урожай.
— Волга, лес, зеленые просторы так полюбились Михаилу, что он каждое лето во время каникул проводил здесь. Он сдружится с местными жителями. В их числе был и мой дед – Иван Андреевич Андреев. Михаил Рапов был великолепный рассказчик. Мой дедушка тоже был человеком общительным, очевидно, они нашли общий язык. Дом у нас был большой, — рассказывает женщина. — Уже ранним утром он уходил на речку купаться. Бывает, нет его долго, но никто не переживал, знали, что с кем-то «зацепился» языком.
Ходил в лес, фотографировал всех односельчан, практически у каждого есть фотография, сделанная им. Часто приходил в сельскую школу и разговаривал с ребятами, те его любили. Он никогда их не поучал, как учитель, он просто рассказывал истории.
Среди слушателей была и Елена Белова.
— Я помню, когда я еще была школьницей, он мне рассказывал про разные интересные памятники. И я очень запомнила про храм в Новгороде. Он рассказывал, что во время войны фашисты стреляли в него из орудий, а храм выстоял. После войны его восстановили. И мне захотелось туда съездить, вспоминая Михаила Александровича.
Свои последние годы Михаил Рапов провел в Москве, где жил с сыном и активно помогал в воспитании внучки. В 1978 году его не стало.