Вот уже несколько лет в селе Хопылево, где родился флотоводец Федор Ушаков, продолжаются реставрационные работы. Храм Богоявления-на-Острову многие годы находился в упадническом состоянии, сегодня архитекторы и реставраторы борются за его жизнь, не давая времени уничтожить многовековую историю.
Одной из главных ценностей святыни является живопись. Время ее не щадило больше остального. По оценкам экспертов, сейчас в храме сохранилось только 25% того, что было создано столетия назад. Мы пообщались с руководителем реставрационной группы Сергеем Завгородним, который рассказал о том, с какими трудностями приходится встречаться на пути восстановления храма.
Беспощадное время
Живопись в храме появилась с момента его создания. Однако во время работы святыни ее переписывали, меняли множество раз. От первоначального вида сейчас уже ничего не осталось. Стенопись находилась в крайне аварийном состоянии. Со временем, когда храм окончательно пришел в запустение, к человеческому фактору присоединился природный. Влага и холода сделали свое дело — часть живописи исчезла. Здание не отапливалось, его стены не могли хорошо просохнуть, поэтому история была утеряна. Грибок и плесень поселились в некогда востребованном храме и долгое время властвовала там. Реставраторам перед началом работ пришлось провести дезинфекцию помещения, чтобы не допустить распространения болезней и заражения людей.
— Жизнедеятельность этой «биологии» вызывала пигментацию красочного слоя живописи. Храм пришлось полностью дезинфицировать, чтобы прогнать эти опасные микроорганизмы, — отмечает реставратор.
Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться реставраторам, — материалы, которые использовали в то время. Живопись была выполнена в клеевой технике. И со временем под влиянием холодов и влаги клей высох и просто отошел от стен. Из этого вытекает следующая проблема — согласно правилам реставрации, специалисты не могут использовать современные, прочные и качественные материалы, которые могли бы значительно продлить жизнь живописи.
— Принцип реставрации заключается в том, что реставраторы должны работать тождественным материалом. То есть мы при воссоздании живописи должны использовать ту же самую технику и те же материалы, с которыми работал автор. В данном случае мы работаем с клеевой техникой, которая сама по себе недолговечна, — рассказывает Сергей Завгородний.
Еще одна причина, по которой реставраторы не могут использовать более прочные материалы — первоначальные материалы, не такие качественные как новые, могут разрушиться из-за разного химического состава. Поэтому сейчас в Хопылево занимаются укреплением того, что время пощадило.
— Оценив состояние живописи в храме, мы пришли к решению провести музеефикацию того, что есть. Мы не воссоздаем утраченные фрагменты, так как живопись сильно утрачена, а авторская техника не позволяет себя ретушировать. Мы не можем выровнять материалы с теми участками, которые могли бы воссоздать, — отмечает собеседник.
Музеефикация — направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности.
Объем работ
Научно-реставрационные работы проходят в несколько этапов. Первый — научно исследовательский. Перед тем, как приступить к производству работ, группа реставраторов сначала проводит визуальный осмотр всех объектов в различном свете — прямом и боковом. После этого проводится опись работ. Затем проходят лабораторные исследования материалов стенописи. Специалисты выясняют, какие материалы были использованы при создании живописи.
— Мы исследуем штукатурный и красочный слои. В храме Богоявления-на-Острову мы обошлись только этим, потому что никакого другого покрытия там не было, — поделился эксперт. — Также нам необходимо выяснить, сколько всего слоев покрытия. В разное время живопись обновляли. Сначала мы исследуем первоначальный авторский красочный слой, затем вторичные. Кроме этого нам также нужно узнать в каких техниках были выполнены эти слои.
После — составление задач и пробные работы. Если с первым аспектом этого этапа все понятно, то с пробными работами не все так просто. Реставраторы пробуют укрепить сохранившийся красочный слой, очистить поверхность от загрязнений, копоти, поздних записей. Также специалисты пытаются выделить методы, по которым автор создавал живопись.
— На основе этих пробных работ мы составляем методические рекомендации, которые являются «фундаментом» для будущей реставрации. Это все — только первый масштабный этап работы, — рассказывает Сергей Загородний. — Дальше — сама реставрация либо консервация объекта.
Необычные находки
Во время раскрытия слоев живописи реставраторы обнаружили просветительскую надпись, относящуюся примерно к 1841-1842 году. На ней были указаны имена доброхотный дателей, которые в свое время пожертвовали деньги на обновление иконостаса.
— К сожалению, не все имена и фамилии сохранились. Однако в архивных документах — приходских книгах — мы нашли подтверждение того, что эти люди действительно вносили свой вклад в развитие храма, — поделился реставратор. — Среди них не только купцы, но и обычные крестьяне, которые занимались строительством храма, а также прихожане. Только тогда они давали деньги не на реставрацию, а на ремонт иконостаса. Сам иконостас не сохранился. В более позднее время его перестроили.
Одно из имен — Василий Максимов. Судя по всем сохранившимся записям, он был одним из основных строителей. Благодаря ему было установлено ограждение вокруг храма, ныне потерянное. Также Василий Максимов жертвовал немалые суммы.
В этой надписи реставраторы также обнаружили имя свещеннослужителя Александра Неофитова. Большую часть своей жизни он посвятил храму Богоявления-на-Острову. Впервые в архивных записях святыни он упоминается в 1806 году, а последние разы — в 1842-м.
Последний этап — самый важный
Специалисты подготовили все необходимое для тонирования — нанесения специального защитного слоя. Это нужно для того, чтобы сохранить то, что пощадило время. Реставраторы хотят оставить авторское цветовое и композиционное решение.
— Утраты мы слегка скрываем, делаем их менее заметными. Но полностью их не восстанавливаем. В итоге мы получаем решение, которое полностью сохраняет автора и все то время, через которое прошла живопись. Мы представляем храм Богоявления-на-Острову не просто как памятник живописи, но и как памятник истории, затрагивая богоборческий период советского времени, который привел к нынешнему состоянию храма, — рассказывает Сергей Загородний.
По завершению реставрации специалисты выдадут рекомендации по сохранению живописи в храме. Если их не соблюдать, то остаток живописи, пусть и законсервированный, долго не простоит, а это значит, что многовековая история храма Богоявления-на-Острову будет окончательно утеряна.
Валентина Гундерина