Открытие и раскрутка собственного бизнеса — дело непростое: составить удачный бизнес-план, найти финансы, квалифицированных сотрудников, надежных поставщиков, обойти конкурентов. И это лишь малая часть того, с чем ежедневно сталкивается каждый предприниматель. Вся его деятельность тесно связана с таким понятием, как риск. Причем риски на пути к успеху поджидают любого бизнесмена, не только начинающего, но и опытного предпринимателя. Разберемся в том, какие бывают риски в бизнесе, как с ними справляются крупные и маленькие компании, рассмотрим некоторые способы их сокращения.
С какими рисками можно столкнуться?
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность на свой страх и риск. В отличие от крупных компаний, у него нет права на ошибку. Предприниматель всегда должен быть начеку, иначе будет вынужден уступить свое место конкурентам. Однако, риски в обоих формах предпринимательства являются схожими. Их можно разделить на две основные категории:
— Систематические — это ряд внешних факторов, на которые компания или предприниматель не в силах повлиять. К примеру, политические, экономические, экологические, правовые, природно-стихийные.
— Несистематические — те, что можно устранить в рамках своей компании, предприняв ряд своевременных и грамотных действий. Эти риски чаще всего зависят от человеческих факторов. К примеру, низкая квалификация сотрудников, поломка оборудования, неудачный проект, пожар, болезнь, отсутствие семейной поддержки.
— Полностью избежать риски в бизнесе просто невозможно. Если бы была возможность каким-то образом подсчитать все риски, бизнесом бы занимались математики. Мало того, эта ситуация неуникальна для России и Рыбинска в частности. Крупному бизнесу в этом плане легче. У него больше инструментов, он действует более прагматично, не спеша, и самое главное, имеет финансовые резервы, чего, как правило, нет у маленькой компании. И если какие-то риски сработали, они могут покрыть их за счет своих размерам. Малый же бизнес почти всегда строится на интуиции предпринимателя пополам с оптимизмом. Он постоянно находит разные ниши и уже в них начинает вырастать иногда до устойчиво состояния, иногда — среднего или крупного, — рассказывает бизнесмен Дмитрий Сидельников.
К такому примеру можно отнести франшизу Coffee Like — это российская сеть точек «кофе с собой», один из первых бизнес-проектов Аяза Шабутдинова.
— Он провел свой мониторинг по тем заведениям, где делали кофе. Потом открыл одну кофейню, вторую, третью… И дело разрослось до крупной компании. Потом он стал продавать франшизу. Хотя, если мы вспомним, он начал с одного заведение. Такие случаи, безусловно, есть, но они очень редкие, — рассказывает Дмитрий. — Поэтому человек, который может со всеми этими рисками управляться, является предпринимателем. Этим он отличается от наемного работника.
Рисковать или нет?
Предприниматель, у которого налажен бизнес, все равно продолжает рисковать — либо его подталкивают обстоятельства, либо он делает это намеренно. Поговорим про второе.
— Если у него нет семьи, то скорее всего он может себе позволить рисковать. Есть примеры, когда люди открывали десяток разных бизнесов по принципу открыл — разорился — открыл новый. И подходя к открытию нового, он уже имеет бесценный опыт, — рассказывает Дмитрий.
Но немаловажно в данном случае определиться и с целью, задав себе вопрос «для чего я рискую?»
— Предприниматели рискуют, чтобы увеличить свой доход или открыть новое дело, либо от своей неопытности или излишнего оптимизма. Если главное это стабильность, то рисковать не стоит, — считает Дмитрий Сидельников. — Но, стоит отметить, что все зависит от ситуации. Если у бизнесмена есть лишние средства, то, конечно, на них надо рисковать, чтобы упрочить свое положение. И я согласен с тем, что складывать все «яйца в одну корзину» для малого предпринимателя чревато последствиями. Другое дело, сколько этих бизнесов должно быть — два или семь? В моем окружении есть люди, которые перераспределили свои деньги и занимаются сразу несколькими сферами, и те, кто радеет только за один свой бизнес, вкладывая в него все свои деньги и силы, не рассматривая вариант открытия другого. И в первом и втором случае есть свои подводные камни и риски.
Можно ли избежать рисков?
Полностью избежать рисков в бизнесе не получится. Однако можно их сократить за счет правильных действий предпринимателя. Начать стоит с прорабатывания уникальной бизнес-идеи и тщательного подбора грамотных и ответственных сотрудников. Немаловажным является и сопричастность предпринимателя к процессу развития своей компании.
Только после этого стоит выстроить грамотный ход дальнейших действий. К ним можно отнести:
— Бизнес-планирование. Составление бизнес-плана часто выступает первым этапом стратегического планирования на предприятии. Оно позволяет взглянуть на бизнес с разных точек зрения. Кроме того, содержит прогноз и оценку предполагаемых результатов работы.
— Разделение рисков, другими словами, когда предприниматель ведет сразу несколько различных друг от друга бизнесов. Это поможет избежать зависимости от одного основного вида деятельности.
— Резервирование — формирование специальных резервов, которые могут быть направлены на погашение потерь в случае несостоятельности или убыточности проекта. Напомним, что именно за счет этого выживают крупные бизнесы.
— Обязательная и регулярная оценка всех процессов деятельности предприятия. В случае возникновения проблем — консультации со специалистами – юристами, финансистами, экономистами, логистами, бизнес-аналитиками.
Алена ЯЗЫКОВА