Домой Общество Приказано выжить: малый бизнес уходит в окопы

Приказано выжить: малый бизнес уходит в окопы

1

В небольшом торговом центре девушка в маске дезинфицирует ручки дверей. «Эй, подожди, у меня тут клиенты!» — останавливает ее продавщица. Но клиенты не против. Лучше дышать хлоркой в магазине, чем на больничной койке. Рыбинск признал факт угрозы коронавируса и защищается как может. Но уже ясно: тем, кто занят в малом бизнесе, предстоит борьба не только за свое здоровье, но и за средства к существованию.

 Держим кулачки и дистанцию!

Сложности в рыбинском малом и микробизнесе начались не с пандемии, а задолго до нее, и это подтверждают почти все мои собеседники.

— Еще год назад началось не то чтобы падение интереса к нашим товарам, но уменьшение спроса в силу снижения платежеспособности населения, — Леонид Продан панике не поддается, но ситуацию оценивает вполне трезво. — Сейчас многие берут кредиты на какие-то дорогие вещи, и после уплаты процентов и расходов на ЖКХ в кармане рядового потребителя мало что остается. На фоне снижения финансирования культуры нет денег и у бюджетных организаций, таких, как музыкальные школы, а это мои постоянные заказчики. Курс доллара и до этого периодически прирастал, а теперь еще подпрыгнул. А 90% моих товаров — импорт. Поставщики переписывают ценники, а паника вокруг коронавируса еще усугубляет ситуацию.

— Самоизоляцию я поддерживаю, — продолжает Леонид, — хотя мы не в Москве и не так много людей у нас возвращается из-за границы, но напряжение в обществе чувствуется. И мы от этого уже страдаем: покупательский поток и так был невысок, а теперь снизился еще больше.

Всю последнюю неделю магазин Леонида работает дистанционно — и это пока спасает.

— За это время 90% товара было продано через группу ВК, — делится опытом Леонид. — Наличие интернет-магазина — это не всегда благо. Для крупных федеральных сетей — да, это хороший вариант, но вот для локального магазина наличие группы в соцсетях вполне себя оправдывает. Это удобно и быстро: клиент обращается ко мне онлайн, я показываю, что есть в наличии, даю ссылки, фото. Клиент подтверждает заказ и оплачивает его — тоже дистанционно, это сейчас норма. Так что соцсети очень сильно помогают в нашем бизнесе.

Леонид считает, что поддержка, которую обещают малому бизнесу, невнятна по срокам и механизму исполнения.

— Вот если бы помощь перечислялась автоматически каждому — но это, конечно, сказка. Хотелось бы вполне конкретных решений, например, введения моратория на начисление арендной платы за субаренду в тех случаях, когда договор заключается между двумя ИП. Конечно, государство должно будет выплачивать арендодателям компенсацию — но эта мера поможет сохранить малый бизнес, а, значит, рабочие места, налоги и прочее. Хотелось бы, чтобы банки предоставляли для малых предпринимателей, работающих в социальной и культурной сферах, льготные кредиты и беспроцентные ссуды. Ведь сейчас нам предлагают кредиты по ставкам от 11 до 20%.

Если в город придет крупная сеть, которая станет развивать продажу музыкального оборудования и инструментов, выжить магазину Леонида будет очень тяжело.

— Мне бы не хотелось, чтобы в Рыбинске сложилась ситуация, когда выживает сильнейший. А такие примеры уже были. Я лично знаком с предпринимателями, которые разорились после открытия в городе крупных фирменных магазинов. Хотелось бы, чтобы государство повернулось лицом к малому бизнесу, тем более, в текущей ситуации. Потери у нас уже идут и еще будут.

В тисках непрямой конкуренции

Рыбинская предпринимательница Ирина открыла свой небольшой магазин промтоваров четыре года назад.

— Два года ушло на раскрутку, но затем дела пошли даже лучше, чем я прогнозировала, — вспоминает Ира. — По образованию я экономист, поэтому просчитывала ожидаемый результат. А в прошлом году начался спад. Подняли НДС, и это сразу повлекло за собой рост цен. Последняя новогодняя выручка была меньше обычной, заводы подняли закупочную цену, вырос ГСМ, «вмененка», подорожало банковское обслуживание. Как следствие — растут цены и у меня. А вирус нас просто добивает.

Покупатели Ирины, в основном люди с доходом ниже среднего, многодетные, пенсионеры.

— Людей зажали в тиски, — с горечью констатирует Ирина. — Товар подорожал: и продукты, и промтовары. И вот здесь вступает в силу непрямая конкуренция. Что это значит? Прямая конкуренция — это когда кукла конкурирует с похожей куклой в другом магазине. А непрямая — это когда кукла конкурирует с гречкой. И что, как вы думаете, люди будут покупать? Особенно многодетные, одинокие мамы. Они первыми начнут экономить на игрушках и одежде.

Каких-то особых планов, как пережить кризис, связанный с коронавирусом, у Ирины нет.

— Только один вариант: сворачивать торговлю и развивать дачу. Хотя у меня два высших образования, работу найти будет трудно. Я закрываю магазин. Все равно покупателей будет очень мало, если вообще будут. А труднее всего сейчас самозанятым. Например, моя подруга — парикмахер, мать-одиночка. Как ей выживать в такой ситуации?

Мы все живем в одном городе, все взаимосвязано. Закрыли школы — и канцтовары в магазине Ирины стали никому не нужны. Нет доходов у одних предпринимателей — значит, не будет покупателей у других.

— Но главное — никому не заболеть, — считает Ирина. — Остальное — решим!

То ли еще будет!

Все очень печально — так или почти так начинали отвечать на мои расспросы большинство предпринимателей, с которыми мне удалось побеседовать. У одних фирмы уже закрылись, у других клиенты пока еще есть, но малый бизнес живет как на вулкане. Кто-то доделывает дела, отложенные в долгий ящик. И все напряженно ждут.

Оксана Мамедова занимается полиграфической продукцией уже много лет.

— Клиенты? Их нет с нового года, — вторит Оксана остальным собеседникам. — В конце прошлого года уже был спад, к новогодним праздникам народ оживился, но затем… Денег у людей нет, да и предприятия экономят, заказывают только то, без чего нельзя работать, скажем, бланки и прочее. Сувенирка, подарочные товары и презентации у нас теперь почти не заказывают. Раньше были московские заказы на товары для промо-акций, но теперь они остаются в Москве или уходят в Китай.

Оксана считает, что все только начинается.

— Все идет к тому, что от малого бизнеса ничего не останется. Если раньше многие выживали за счет грантов, то теперь их, скорее всего, прикроют. Кинут деньги на борьбу с вирусом. А мы — будем выживать.

Мой знакомый Дмитрий, владелец небольшого бизнеса, краток и красноречив:

— Все замерли. Все в шоке… Что-то еще идет по инерции, но в перспективе — тишина абсолютная.

По поводу перенесения сроков уплаты налогов, что, якобы, должно помочь малому бизнесу, Дима не столь оптимистичен:

— Дело в том, что это же просто отсрочка, заплатить-то все равно придется, при полном отсутствии работы в этот период.

Сергей занимается перевозками, и его бизнес попал под удар коронавируса одним из первых в городе.

— Вот уже третья неделя, как я никуда не езжу, — признается Сергей. — Те, кто планировал куда-то лететь, отказались от поездок. Пока живу на сбережения и на зарплату сторожа — сторожей пока не выгоняют, — смеется мой оптимистичный респондент. — Да, как-то придется выплачивать проценты по кредиту. Но вот унывать точно не стоит. Рано или поздно все это закончится. Будем надеяться на лучшее!

Наталья Сидельникова

Предыдущая статьяАО «Ярославский бройлер» продолжает работу в обычном режиме
Следующая статьяГоворим по-русски. Выпуск №7.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.