Держу в руках пожелтевшие газетные вырезки. Моя первая статья… Это было в апреле далекого 2003 года, наша газета называлась «Рыбинские ведомости». В уголке страницы символ города — мост и собор, белым кружевом на черном фоне. В маленькой заметке рассказывалось о приемном реабилитационном отделении «Свеча». Что же изменилось за прошедшие 17 лет?
— Сюда привозят детишек, оставшихся по вине взрослых без крыши над головой, без родительской опеки, — читаю поблекшие строчки. — Многие ребята приходят сюда сами, когда дома плохо, пьют родители и нечего есть.
Названия «Свеча» больше нет, и приемник является теперь отделом центра «Наставник». Но суть работы не изменилась: сюда по-прежнему привозят детей, изъятых из неблагополучных семей, а также по заявлению родителей, оказавшихся в трудной ситуации. Попадают сюда и дети, бродяжничающие по улицам — да, и такое случается. Наверное, каждый из вас видел сводки поискового отряда ЯрСпас: дети уходят из дома и не всегда хотят возвращаться. Таких детей приводит в «Наставник» полиция.
Адрес приемного отделения не изменился, но в помещении был сделан капитальный ремонт, в полном соответствии с САНПИНом. Если раньше здесь могло находиться 35 детей, то теперь количество мест сократили до 10.
— Зато улучшилась комфортабельность помещений, — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Кисина. — Комнаты сейчас рассчитаны на два-три человека, максимум на четверых. Есть отдельный санитарный блок, большое помещение, в котором принимаем детей, проводим санитарную обработку. Есть изолятор, пищеблок.
Состав специалистов тоже не изменился: в центре работают медики, воспитатели, психологи, социальные педагоги, логопеды и дефектологи.
— Приемное отделение направлено, в первую очередь, на диагностику, чтобы понять, чем мы можем помочь ребенку, — объясняет Татьяна Кисина. — И для этого у нас есть все необходимые специалисты.
Пандемия не очень сильно изменила режим работы отделения.
— Закрыться мы не можем, поэтому свои обязанности выполняем по-прежнему, — говорит Татьяна Сергеевна. — Конечно, участились процедуры санобработки, регулярно замеряем температуру у детей и сотрудников. Но содержание нашей деятельности осталось прежним. Все, что мы можем сделать для детей, оставшихся без надзора — мы делаем.
Так было и в 2003 году, так происходит и сейчас: самые разные люди предлагают помощь: приносят вещи, подарки к праздникам.
— Например, нам подарили канцтовары к Новому году. В приемном отделении есть игры и пособия для ребят. Учреждения культуры и различные госучреждения смежных структур приглашают детей на праздники и конкурсы. И такую помощь мы всегда приветствуем, — с благодарностью говорит Татьяна Кисина.
Зайдите на сайт «Наставника» и прочтите длинный список благодарностей: школам и колледжам, библиотекам и кафе. Спонсоры построили для воспитанников «Наставника» даже детский городок.
Дети — наше будущее, и чаще всего не по своей вине они оказываются без крыши над головой. Возможно, кто-то из вас тоже подарит им частицу своего тепла.
Наталья Сидельникова