Рыбинский предприниматель Алексей Сарычев считает, что сложившаяся ситуация — не повод впадать в панику. Более того, она может стать периодом личного роста и поиска новых решений для бизнеса, которые, возможно, выведут вашу компанию на новый уровень.
Развитие — это именно то, над чем нельзя ставить крест во время кризиса. Именно поэтому для Алексея закрытие торговых точек стало толчком к покорению интернет-аудитории.
— Я создал блог — о себе и о том, в чем хорошо разбираюсь. Рассказываю людям о материалах и монтажах, сравниваю их качество и цены. Клиентам это удобно, потому что всю информацию можно получить онлайн, а я получаю от них обратную связь.
Кризис сделал людей более лояльными, готовыми к сотрудничеству, во всяком случае, небольшие компании. Сейчас Алексей совместно со своими поставщиками обсуждает возможность запуска интернет-сайта.
— Наши партнеры сами сделают сайт, а мы предоставим контент с описанием наших услуг.
Алексей делится в своем блоге опытом, накопленным за годы работы в малом бизнесе, ведь нынешний кризис — не первый в его жизни. Главная задача сейчас — аккумулировать расходы в нужном направлении. Затраты на ту или иную статью Алексей советует разбить по времени, составить четкий график платежей и стараться откладывать средства на форс-мажорную ситуацию.
— Мы урезали бюджет на рекламу, сделав выбор в пользу интернет-контента. Договариваемся с поставщиками — сейчас многие производители хотят работать напрямую, минуя оптовые фирмы. Затраты на аренду тоже можно уменьшить, переговорив с арендодателями и сократив нерентабельные торговые площади. Мы пересмотрели логистику, заключили соглашения с другими организациями и даже с конкурентами — и формируем сборный груз. В результате наши расходы по логистике сократились с 10000 руб до 3000 рублей.
А еще Алексей советует забраться на склад и достать из закромов то, что залежалось в ожидании покупателей. Возможно, что-то придется почистить, отшлифовать или отремонтировать, зато вы реализуете товар, о котором и думать забыли.
— Чтобы выжить в кризис, необходимо стать лучшим из лучших, — утверждает Алексей. — Ваши предложения должны быть выгоднее, сроки доставки меньше, качество обслуживания выше. Изучайте спрос — пусть у вас будет в наличии то, что у конкурентов — только под заказ. Проводите акции, презентуйте клиентам бонусы и подарки — особенно именные, они ценятся клиентами больше, чем скидки. Увеличивайте спектр предлагаемых услуг: чем больше проблем клиента вы решаете, тем выше его доверие. И внимательно относитесь к мелочам.
Алексей считает, что увольнять сотрудников в целях сокращения расходов нельзя.
— Каждый человек, который в это непростое время работает с вами, чего-то стоит, иначе он ушел бы до кризиса. Нет смысла увольнять, а потом брать на работу тех, кто ничего не умеет.
Сокращать расходы на самого себя тоже нельзя, ибо такая экономия может повлечь необратимые последствия. Алексей советует ни в коем случае не забывать про отдых и любимые занятия и не экономить на привычных вещах.
— Если вы покупали колбасу за 1000 руб — уменьшите ее количество, но оставьте этот продукт в своем рационе, — советует Алексей. — Увеличьте срок износа одежды, но не отказывайтесь от брендовых вещей. Как только вы лишите себя таких «призов», исчезнет стимул. И не станет задач, которые помогли бы вам добиваться поставленной цели. Бизнес — это спорт. Чем выше планка, тем больше сил мы готовы приложить к достижению победы.