Чтобы уловить ауру собеседника и выдать читателям результат в виде нескольких абзацев под аппетитным заголовком, мне не обязательно видеть своих собеседников. А в случае с рыбинским художником Александром Хмелевым этого и не требуется: он просто фонтанирует идеями, энтузиазмом и уверенностью. Телефон просто искрами сыпал во время нашей беседы.
Добро пожаловать в мой мир!
Не дожидаясь вопросов, Александр начинает выкладывать свои амбициозные идеи: как сделать Рыбинск привлекательным для туристов.
— Привлекательным настолько, что они шеи будут сворачивать, стоя на палубах теплоходов, — уверяет художник. — Первая идея — покрасить мост световозвращающей краской, той, которая используется при нанесении дорожной разметки. И пусть он светится над Волгой, как два крыла огромной чайки.
Еще Александр предлагает раскрыть тему основателей Голливуда. Масштабно раскрыть: выбрать склон берега, ближе к мосту и установить на нем огромную инсталляцию в виде слова РЫБИНСК, подобно тому, как это сделано в Лос-Анджелесе.
— Ручаюсь, что этим мы непременно заманим к нам какую-нибудь звезду, — утверждает художник. — А еще нам нужно увековечить героев Ильфа и Петрова. В виде памятника Кисе и Остапу — бронзовый памятник можно установить на фоне колонн Старой хлебной биржи. А рядом поставить стул, чтобы каждый желающий мог присесть и сделать фото.
Впечатляет, не правда ли? Александр вообще человек многогранный: художник и скульптор, учитель и… даже маркетолог.
Александр Хмелев учился в «художке» в 90-е годы, когда людям есть нечего было, а уж художники точно были никому не нужны. По семейным обстоятельствам искусство пришлось забросить — и получать вполне земную профессию технолога.
Отчасти именно по этой причине с официальными структурами у Александра сложились непростые отношения.
— Я их не могу понять, — недоумевает мой собеседник. — Не нравятся им мои работы. Многих напрягает тот факт, что я могу успешно работать и как художник, и как маркетолог, хотя считается, что способности продавать и рисовать не могут сочетаться в одном человеке. Я бы назвал мои отношения с Рыбинским союзом художников холодной войной. Когда я решу однажды направить свои стопы в официальную организацию — это однозначно, будет Ярославский союз художников.
Между тем, Александр с огромным уважением вспоминает своих учителей и признается, что они оказали на него тотальное влияние.
— Это, прежде всего, Петр Владимирович Потурай, Татьяна Ивановна Мануилова и Николай Дмитриевич Малафеев. Правила, которые они мне вдолбили в те времена, когда я даже не думал, что свяжу свою жизнь с искусством, своевременно всплывают сейчас в моей памяти. Что касается влияния классиков, то мой топ — это Репин, классический русский реализм, передвижники, — рассказывает Александр.
Кстати, недавно художник завершил свой вариант картины Репина «Бурлаки на Волге». Копией эту работу назвать никак нельзя, ибо на ней, например, присутствует наш Спасо-Преображенский собор и здание биржи. Александр признается, что копировать таких гигантов, как Репин — большой труд.
— Если вспоминать зарубежных классиков, то мои фавориты — Ренуар и Клод Моне. Из современных люблю ПиноДаени, Кейси Бо, из соотечественников — Геннадия Улыбина и Степана Нестерчука. Из сверстников хочется назвать Илью Чируна, — рассказывает Александр.
Идеи из пылесоса
Жанрами и техникой исполнения Александр себя не ограничивает. Есть у него и портреты — в том числе известных земляков, таких, как Сергей Шестериков, есть многочисленные пейзажи с завораживающей игрой света, и, конечно, виды Рыбинска — собор, Набережная или исторические зарисовки. Например, копия старинной черно-белой фотографии «Первый автомобиль в Рыбинске».
Новое творение художника — необычная серия «Срезы камней» или «Сокровища Хозяйки Медной горы», выполненная в смешанной технике. Благодаря этому создается ощущение объема, и, кажется, что вы видите не камень вовсе, а поросший деревьями зеленый остров в океане.
— Мы, художники — те еще обманщики. И если вы поддались на обман — значит, я победил. Самое важное для меня при создании картины — передать атмосферу. Чтобы захотелось взять, потрогать, сохранить. Нужно создать эмоции — неважно, позитивные или негативные, и сделать так, чтобы они коснулись зрителя, — рассказывает Александр.
А при написании пейзажей самое сложное — передать неповторимость природы, считает художник.
— Ведь в ней ни одна капелька, ни один листочек не похожи на другие. Важно уметь подражать природе. При этом я отключаю сознательные связующие, не контролирую мозгом движения руки. Чтобы копировать природу — нужно быть природой, и тогда сможешь создать настоящую симфонию, — рассказывает художник.
Кроме красок, в ход идет все.
— Сыплю на холсты песок, кусочки стекла и даже мусор от пылесоса, — Александр не пытается шокировать, просто делится секретами творческой кухни. — Это магический процесс, некий шаманизм, о котором очень трудно рассказывать.
Александр периодически устраивает выставки своих работ, сотрудничает с музеем-заповедником. А недавно получил приглашение от костромского телевидения.
Симфония постапокалипсиса
Миссию свою Александр видит в том, чтобы «нести искусство в массы».
— Я считаю, что картины не должны быть заперты в мастерской. А в музей идут только ценители. И чтобы люди увидели мои работы, я готов выставлять их хоть, простите, в туалете. Пусть смотрят, пусть критикуют — но это должно быть доступно всем, — считает Александр.
На самом деле, миссия по продвижению искусства давно уже выполняется Александром с размахом — часто в целую стену. Его росписи, инсталляции и скульптуры украшают садики и школы, кафе и улицы. Водопроводчик Николаич из колодца «Водоканала» хитро посматривает на прохожих, клавиши-ступеньки звучат под ногами посетителей бара, а мельника видели? Сами догадайтесь, в каком кафе он вас поджидает.
Александр признается, что его хлеб с маслом — это оформление интерьеров.
— В отличие от некоторых моих коллег, я не подрабатываю сторожем, и создание арт-объектов в интерьере — это мой источник дохода. Оформление помещений — это и роспись, и барельеф, и скульптура. Часто первоначальную идею предлагает заказчик, я периодически сотрудничаю с дизайнерами, но конечный результат — это всегда некий компромисс.
Научу других!
— 2 года назад мне «стукнуло», что у меня творческий кризис, — продолжает художник свои откровения. — И я решил: научу других! Получил дистанционно педагогическое образование на базе двух предыдущих «вышек» и стал учителем. В это время моя знакомая открыла семейный клуб. Я преподаю там с сентября 2019 года. Это очень продуктивно и для меня: наедине с самим собой можно слукавить. Но когда я преподаю детям — я белоснежен, как ангел. Появляется дисциплина и в повседневной работе. Ведь как говорится: если ты сможешь объяснить 6-тилетнему ребенку — то сможешь и себе.
Помимо всего прочего, Александр проводит мастер-классы — или, как он их называет, экскурсы онлайн. Открывает фото в ноутбуке, рисует, настроив камеру на прямой эфир, и рассказывает зрителям об искусстве, да и просто обо всем, что придет в голову.
Закончив разговор и листая страницы Саши в соцсетях, понимаю, что не задала ему и 10-й доли вопросов. Хочется узнать об истории каждой картины и о планах, о технике создания скульптур и о том, в какое время суток чаще всего приходит вдохновение… Хотя наш сегодняшний герой не из тех, кто ждет особенного настроения, чтобы взяться за работу. Он, прежде всего — трудяга. Можете не верить, но и посылая в эфир пулеметную очередь своих откровений для этой статьи, Александр, не выпуская из рук кисти — работал.
— Я художник по призванию, — считает Александр. — У меня огромный налет часов, не было такого, что «Боженька поцеловал» — и все. Вот мне часто говорят: уезжай! А смысл куда-то ехать? Там своих много, а здесь я один такой.