Домой Общество Александр Хмелев: «Я тот еще обманщик!»

Александр Хмелев: «Я тот еще обманщик!»

0

Чтобы уловить ауру собеседника и выдать читателям результат в виде нескольких абзацев под аппетитным заголовком, мне не обязательно видеть своих собеседников. А в случае с рыбинским художником Александром Хмелевым этого и не требуется: он просто фонтанирует идеями, энтузиазмом и уверенностью. Телефон просто искрами сыпал во время нашей беседы.

Добро пожаловать в мой мир!

Не дожидаясь вопросов, Александр начинает выкладывать свои амбициозные идеи: как сделать Рыбинск привлекательным для туристов.

— Привлекательным настолько, что они шеи будут сворачивать, стоя на палубах теплоходов, — уверяет художник. — Первая идея — покрасить мост световозвращающей краской, той, которая используется при нанесении дорожной разметки. И пусть он светится над Волгой, как два крыла огромной чайки.

Еще Александр предлагает раскрыть тему основателей Голливуда. Масштабно раскрыть: выбрать склон берега, ближе к мосту и установить на нем огромную инсталляцию в виде слова РЫБИНСК, подобно тому, как это сделано в Лос-Анджелесе.

— Ручаюсь, что этим мы непременно заманим к нам какую-нибудь звезду, — утверждает художник. — А еще нам нужно увековечить героев Ильфа и Петрова. В виде памятника Кисе и Остапу — бронзовый памятник можно установить на фоне колонн Старой хлебной биржи. А рядом поставить стул, чтобы каждый желающий мог присесть и сделать фото.

Впечатляет, не правда ли? Александр вообще человек многогранный: художник и скульптор, учитель и… даже маркетолог.

Александр Хмелев учился в «художке» в 90-е годы, когда людям есть нечего было, а уж художники точно были никому не нужны. По семейным обстоятельствам искусство пришлось забросить — и получать вполне земную профессию технолога.

Отчасти именно по этой причине с официальными структурами у Александра сложились непростые отношения.

— Я их не могу понять, — недоумевает мой собеседник. — Не нравятся им мои работы. Многих напрягает тот факт, что я могу успешно работать и как художник, и как маркетолог, хотя считается, что способности продавать и рисовать не могут сочетаться в одном человеке. Я бы назвал мои отношения с Рыбинским союзом художников холодной войной. Когда я решу однажды направить свои стопы в официальную организацию — это однозначно, будет Ярославский союз художников.

Между тем, Александр с огромным уважением вспоминает своих учителей и признается, что они оказали на него тотальное влияние.

— Это, прежде всего, Петр Владимирович Потурай, Татьяна Ивановна Мануилова и Николай Дмитриевич Малафеев. Правила, которые они мне вдолбили в те времена, когда я даже не думал, что свяжу свою жизнь с искусством, своевременно всплывают сейчас в моей памяти. Что касается влияния классиков, то мой топ — это Репин, классический русский реализм, передвижники, — рассказывает Александр.

Кстати, недавно художник завершил свой вариант картины Репина «Бурлаки на Волге». Копией эту работу назвать никак нельзя, ибо на ней, например, присутствует наш Спасо-Преображенский собор и здание биржи. Александр признается, что копировать таких гигантов, как Репин — большой труд.

— Если вспоминать зарубежных классиков, то мои фавориты — Ренуар и Клод Моне. Из современных люблю ПиноДаени, Кейси Бо, из соотечественников — Геннадия Улыбина и Степана Нестерчука. Из сверстников хочется назвать Илью Чируна, — рассказывает Александр.

Идеи из пылесоса

Жанрами и техникой исполнения Александр себя не ограничивает. Есть у него и портреты — в том числе известных земляков, таких, как Сергей Шестериков, есть многочисленные пейзажи с завораживающей игрой света, и, конечно, виды Рыбинска — собор, Набережная или исторические зарисовки. Например, копия старинной черно-белой фотографии «Первый автомобиль в Рыбинске».

Новое творение художника — необычная серия «Срезы камней» или «Сокровища Хозяйки Медной горы», выполненная в смешанной технике. Благодаря этому создается ощущение объема, и, кажется, что вы видите не камень вовсе, а поросший деревьями зеленый остров в океане.

— Мы, художники — те еще обманщики. И если вы поддались на обман — значит, я победил. Самое важное для меня при создании картины — передать атмосферу. Чтобы захотелось взять, потрогать, сохранить. Нужно создать эмоции — неважно, позитивные или негативные, и сделать так, чтобы они коснулись зрителя, — рассказывает Александр.

А при написании пейзажей самое сложное — передать неповторимость природы, считает художник.

— Ведь в ней ни одна капелька, ни один листочек не похожи на другие. Важно уметь подражать природе. При этом я отключаю сознательные связующие, не контролирую мозгом движения руки. Чтобы копировать природу — нужно быть природой, и тогда сможешь создать настоящую симфонию, — рассказывает художник.

Кроме красок, в ход идет все.

— Сыплю на холсты песок, кусочки стекла и даже мусор от пылесоса, — Александр не пытается шокировать, просто делится секретами творческой кухни. — Это магический процесс, некий шаманизм, о котором очень трудно рассказывать.

Александр периодически устраивает выставки своих работ, сотрудничает с музеем-заповедником. А недавно получил приглашение от костромского телевидения.

Симфония постапокалипсиса

Миссию свою Александр видит в том, чтобы «нести искусство в массы».

— Я считаю, что картины не должны быть заперты в мастерской. А в музей идут только ценители. И чтобы люди увидели мои работы, я готов выставлять их хоть, простите, в туалете. Пусть смотрят, пусть критикуют — но это должно быть доступно всем, — считает Александр.

На самом деле, миссия по продвижению искусства давно уже выполняется Александром с размахом — часто в целую стену. Его росписи, инсталляции и скульптуры украшают садики и школы, кафе и улицы. Водопроводчик Николаич из колодца «Водоканала» хитро посматривает на прохожих, клавиши-ступеньки звучат под ногами посетителей бара, а мельника видели? Сами догадайтесь, в каком кафе он вас поджидает.

Александр признается, что его хлеб с маслом — это оформление интерьеров.

— В отличие от некоторых моих коллег, я не подрабатываю сторожем, и создание арт-объектов в интерьере — это мой источник дохода. Оформление помещений — это и роспись, и барельеф, и скульптура. Часто первоначальную идею предлагает заказчик, я периодически сотрудничаю с дизайнерами, но конечный результат — это всегда некий компромисс.

Научу других!

— 2 года назад мне «стукнуло», что у меня творческий кризис, — продолжает художник свои откровения. — И я решил: научу других! Получил дистанционно педагогическое образование на базе двух предыдущих «вышек» и стал учителем. В это время моя знакомая открыла семейный клуб. Я преподаю там с сентября 2019 года. Это очень продуктивно и для меня: наедине с самим собой можно слукавить. Но когда я преподаю детям — я белоснежен, как ангел. Появляется дисциплина и в повседневной работе. Ведь как говорится: если ты сможешь объяснить 6-тилетнему ребенку — то сможешь и себе.

Помимо всего прочего, Александр проводит мастер-классы — или, как он их называет, экскурсы онлайн. Открывает фото в ноутбуке, рисует, настроив камеру на прямой эфир, и рассказывает зрителям об искусстве, да и просто обо всем, что придет в голову.

Закончив разговор и листая страницы Саши в соцсетях, понимаю, что не задала ему и 10-й доли вопросов. Хочется узнать об истории каждой картины и о планах, о технике создания скульптур и о том, в какое время суток чаще всего приходит вдохновение… Хотя наш сегодняшний герой не из тех, кто ждет особенного настроения, чтобы взяться за работу. Он, прежде всего — трудяга. Можете не верить, но и посылая в эфир пулеметную очередь своих откровений для этой статьи, Александр, не выпуская из рук кисти — работал.

— Я художник по призванию, — считает Александр. — У меня огромный налет часов, не было такого, что «Боженька поцеловал» — и все. Вот мне часто говорят: уезжай! А смысл куда-то ехать? Там своих много, а здесь я один такой.

Предыдущая статьяЕГЭ — 2020
Следующая статьяПарад Победы состоится 24 июня

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.