Средневековые воины, печальные образы книжных героев и острая на язык бабуля со своим простоватым внучком, поросенком Борей — все они появляются сначала в ее голове, затем на бумаге, а дальше… Дальше у каждого своя дорога. Кто на «Куликово поле», кто в Америку, а кто — во всемирную паутину, лечить сатирой и продвигать в массы идеи реконструкции. Она пришла учить тебя смеяться!
Апполинария Никифоровна Бегемотюшкина
По образованию Мария Селиванова-Циколина — педагог, закончила Рыбинский педколледж, а затем факультет искусств Шуйского педагогического университета. А в юные годы училась в рыбинской художественной школе — и это чувствуется, даже в рисунках «на коленке» — как называет Маша одно из своих хобби. Герои этих сатирических шаржей — специфичная бабуля Апполинария Никифоровна и поросенок Борька, уже обрели поклонников в сети.
— Никифоровна — образ собирательный. Немножко сатиры, чуть-чуть юмора на злободневные темы, — объясняет Мария. — Она в некотором смысле этакий продукт моей профессиональной деятельности. Я руководитель военно-исторического клуба, а без юмора у нас никак, вот и соткался такой образ бабушки-реконструктора. Сначала я писала о ней веселые истории, а потом решила ее изобразить. Постепенно у бабули появились соседи, домашние питомцы и дружественный мем-поросенок , которого она называет внучком, кормит пельменями и учит уму-разуму.
Судя по количеству просмотров и комментариев, бабуля весьма популярна в ВК. Наверное, потому, что юмор спасает нас во все времена. Даже если он приправлен острыми словечками.
Проектов у Маши полно, тем не менее, на недостаток времени она не жалуется.
— Мне бы еще пару рук, — признается она.
«Снилось мне, что я кольчугу, щит и меч себе кую…»
«Рыжая совесть», «Главный по тарелочкам» — веселая команда реконструкторов под предводительством Марии умеет мастерить мечи и щиты, шить исторические костюмы — и готова испытать все это на фестивалях исторической реконструкции.
Несмотря на то, что Мария постоянно что-то шьет — вот недавно рубаху новую сотворила и шапку, шитую жемчугом и мехом отороченную — этому мастерству она нигде не училась. Мастерство приходит постепенно.
— Я просто реконструктор, для нас это профессия. В процессе работы над костюмом учишься многому. Училась сама, при создании костюмов, оружия и прочего реквизита мы опираемся на исторические источники — изобразительные или археологические, там все очень точно, —говорит Мария.
Маша и ее коллеги специализируются на XIII-XIV-м веках, и, например, такие сложные элементы, как вышивка, в одежде того времени встречаются редко и характерны только для одежды высокого статуса. Но если есть желание — научиться можно чему угодно.
— Начинаешь заниматься реконструкцией — и руки учатся создавать очень многие вещи, это очень многопрофильное увлечение. Научишься работать с кожей, металлом, любыми видами тканей, — объясняет Мария.
Маша считает, что ей очень повезло: ее увлечение стало и профессией. Она педагог дополнительного образования и руководитель военно-исторического клуба «Вереск», который существует в Центре «Солнечный» уже 12 лет.
— Все началось в 2008 году, — рассказывает Мария. — Сначала это было творческое объединение «Исторический костюм», в 2009 мы получили статус военно-исторического клуба. «Вереск» — одна из значительных составляющих военно-патриотической работы с молодежью в нашем городе. У нас занимаются ребята от 14 лет, но историческая реконструкция — это такое увлечение, которое остается с людьми надолго.
Поначалу ребята планировали заниматься ранним средневековьем, но в итоге выбрали более поздний период. А чтобы дать название своему детищу, они просто написали на бумажках несколько названий, сложили их, как водится, в шапку, — и наугад вытянули «Вереск».
Маша и ее соратники — постоянные участники более ста самых разных мероприятий, некоторые повторяются ежегодно. Самые любимые из них — «Великий Волгаръ» и «Куликово поле» — знаковый фестиваль для каждого реконструктора из тех, кто занимается ХIV веком.
Существа со старых чердаков
Рэй Брэдбери опасался, что дети будущего перестанут верить в сказки. Напрасно он беспокоился!
Грызлики — еще один «специфичный продукт» нашей рыбинской сказочницы. По ночам, когда все благонамеренные обитатели города видят сны — Маша выпускает на свет обитателей своего чердака — грызликов, маленьких симпатичных страшилок.
— Однажды меня заинтересовали игрушки в смешанной технике. А поскольку руки мои уже работали с разными материалами, я подумала — почему бы и эту технику не освоить. Сначала были подражательные игрушки, но постепенно я вышла на свои авторские, которые участвуют в выставках и очень нравятся людям. Грызлики — это существа из снов, со старых чердаков, души забытых игрушек. При этом у меня не получается создать злую куклу. Они одинокие, грустные, а вот злых — нет ни одной, наверное, потому, что я сама всегда на позитиве, — говорит Мария.
Недавно на свет появилась коллекция с философским смыслом под названием «Мертвые герои». Она готовилась к выставке Moscow Fair, которая в этом году, к сожалению, отменилась. Но, вопреки названию, герои этой коллекции бессмертны. Ведь пока где-то есть мальчишки и девчонки, при свете фонарика под одеялом читающие все те же старые книги — их герои будут жить.
— Все мы читаем сказки, — рассуждает Маша. — Сопереживаем Робин Гуду, Золушке… А когда вырастаем, книжные герои куда-то уходят. В этом посыл моей коллекции — мы такие, какими они нас создали. Хотелось бы их однажды привезти на выставку, но сейчас они скучают на полке из-за ситуации в стране. Особенно мне нравится пара Эсмеральда и Квазимодо, они такие живые получились.
Предыдущая коллекция Маши почти вся уехала в Америку.
— Почему мои игрушки живут в Майями, а я в Рыбинске? — шутит Маша. — Я бы не хотела жить ни в каком другом городе. Я здесь родилась и он мне нравится.
Еще один проект Марии — «Прогулки художника». Да, ей очень нравится работать с детьми.
— Это еще одно из направлений дополнительного образования, которыми мы занимается в центре. Коллектив молодой, сформировался только в этом году, но пользуется большой популярностью у подростков. Мы рисуем, фотографируем, экспериментируем с различными художественными материалами. Начало жизни творческого объединения положено и я считаю, что мы будем продолжать и расти.
Вот так они и живут — художники, реконструкторы, грызлики и прочие смешные персонажи. «От скуки на все руки», — шутит Маша. Неправда! Какая может быть скука с такой компанией?
Наталья Сидельникова