«Вся наша жизнь — игра». Покажите мне человека, который не знаком с этой фразой. Сейчас мы, рожденные после 1991 года, о советской эпохе можем узнать от родителей, из фильмов или учебников. Сами мы никогда не сможем прочувствовать те годы, ведь машины времени не существует. Или все же можем? Этот вопрос я задала себе и написала руководительнице студии «40 чемоданов» Ольге Моль, чтобы проверить на себе, каково это быть моделью и окунуться во время талонов на колбасу и платьев из немецких парашютов.
Экскурсия в прошлое
Ольга Моль предложила встретиться в музее «Советской эпохи» в поселке ГЭС. Туда должны были приехать туристы из Москвы. Зная лишь о том, что меня ждет показ мод, я уверенно зашла в здание музея и сразу же отправилась в «гардеробную» — небольшое помещение за сценой, где стоят лишние кресла и ненужный реквизит. Там уже находилась Ольга со своим «волшебным» чемоданом, в котором найдется платье на любой размер и любую тематику.
Специально для меня было подготовлено нежно-розовое платье с цветочным принтом, шерстяная кофта, голубой берет и изящные черные туфельки. Когда все вещи были на мне, Ольга посмотрела на мой образ и сказала: «Нужны косички». Глядя в зеркало, я думала о том, что эта девчонка в отражении сейчас вот-вот побежит в институт на пары вместе со своей одногруппницей Лидой из «Операции „Ы“ и других приключений Шурика».
Совсем скоро долгожданный автобус с гостями приехал к зданию музея. Вместе с другими моделями вперемешку с туристами мы стали «покупать» билеты на выставку. Мы брали заранее заготовленные монеты и обменивали их на заранее подготовленные пропуска.
— Стоимость билета 20 копеек. Покупаем билеты в музей. 20 копеек. Мужчина, посмотрите без сдачи! — кричала в это время Ольга за стойкой администратора.
После этого была всего пара минут, чтобы отправиться к актовому залу, а затем — показ.
Первый блин комом
В подростковом возрасте я посмотрела множество передач о супермоделях и как ими стать. Я представляла о том, как буду ходить по подиуму и «улыбаться глазами», как учила великая Тайра Бэнкс. Но в то же время я понимала, что никогда мне не быть моделью, потому что ростом не вышла.
И вот в один осенний день мои мечты исполнились. Студии «40 чемоданов» не важно, сколько ты весишь или какой у тебя рост. Здесь важно то, что ты хочешь перевоплощаться и будешь делать это с удовольствием. Поэтому благодаря Ольге Моль и ее нескончаемым идеям я стала моделью.
Все, что от меня требовалось, — пройти от одного края сцены до другого, остановиться, показать наряд и идти обратно. Казалось бы, что может быть проще?
Сначала все было хорошо. Я спокойно дошла до одного края сцены, покрутилась, давая рассмотреть людям платье, и пошла обратно. Тут мое чувство равновесия решило прилечь отдохнуть, повалив меня за собой. Мое тело предательски качнулось, и, чтобы не упасть, мне пришлось сбавить шаг. Да, Тайра Бэнкс порицательно покачала бы головой и сказала, что я больше не могу принять участие в проекте «Топ-модель по-американски».
Еще несколько минут, пока Ольга Моль рассказывала о других нарядах, мне пришлось испытывать чувство стыда за то, что я оступилась на сцене. Причем сделала это перед совершенно незнакомыми людьми. Но что сделано, то сделано. Это был прекрасный, пусть и немного печальный опыт.
Как достать соседа в реальной жизни
Изначально Ольга ничего не сказала о том, что будет после показа. О небольшом спектакле, в котором мне предстоит сыграть роль, я узнала уже тогда, когда переодевалась в подготовленный образ.
Поскольку раньше я не то что не принимала участие в подобных мероприятиях, а даже никогда не была зрителем, для меня стало сюрпризом, что мы будем работать на локациях в музее «Советской эпохи». С Ольгой Моль мы отправились в коридор коммунальной квартиры, где мне нужно было варить щи, а ей жаловаться на запах капусты и моих детей, которые воруют мелочь.
Едва мы услышали, что гости музея к нам подходят, начали спектакль. Я гремела посудой, Ольга кричала на меня в телефонную трубку. Вы ведь наверняка знаете, как это бывает у соседей, которые не ладят: вечные претензии друг к другу, перемывание костей и прочее. Вот и мы с Ольгой стали ворошить грязное белье.
— Вы каждый день варите свои щи, дышать невозможно!
— А ваш кот постоянно гадит под моими дверями!
— Ваши дети воруют мелочь из моего пальто.
— Я-то за своими детьми смотрю, а как ваш муж смотрит за вами из своих командировок? Каждый день разные мужские ботинки у порога стоят!
И так — нескончаемый поток претензий друг к другу, постоянные обвинения, крики и примирение.
— Домашнее вино делаете? Не обеднеете от кружечки? Я бы поделилась сосисками, один мой очень хороший знакомый привез.
— Не обеднею. И конфетками угощу вкусными, дети недавно принесли. Подрабатывают где-то.
— Знаем мы, где они подрабатывают, мелочь у меня воруют!
— А за какие такие заслуги ваш знакомый сосисками-то заграничными с вами делится, пока муж ваш в командировке?
Чистая импровизация, необходимость выговориться пусть и другими словами и желание выплеснуть эмоции сделали свое дело. Гости музея с удовольствием понаблюдали за ссорой соседей, от души посмеялись и засняли ругань на видео.
Если людей это заинтересовало, значит, я сделала все правильно.
Стоп, снято!
Ни одно мероприятие с участием студии «40 чемоданов» не обходится без памятной фотосессии. И этот раз не стал исключением. К тому же, по-моему мнению, нельзя просто так посетить музей «Советской эпохи» и не унести оттуда пару снимков для соцсетей.
Ольга Моль уверенно говорила мне, в какую позу встать, куда встать, какой реквизит использовать. Книги, игрушечный мишка и та же гиря стали моими спутниками на этой фотосессии. Особенно приятно то, что все эти предметы старше меня лет так на —дцать, и они сохранились в прекрасном состоянии до сих пор. Именно благодаря им на снимках есть та атмосфера 60-х и 70-х.
Был ли этот опыт полезным? Да. Понравилось ли мне? Безусловно. Хотела бы я еще принять участие в подобных мероприятиях? Когда и где, я уже готова. Не каждый день тебе приходится быть моделью, а особенно в советской тематике. Находясь в тематическом музее и в образе студентки из фильма о приключениях Шурика, я поймала себя на странной мысли: я испытываю чувство ностальгии по тому времени, в котором я никогда не жила. Что это такое? Я не знаю. Но это чувство мне нравится, и я с удовольствием испытаю его еще раз.
Валентина Гундерина