То, что сейчас кажется обыденностью, около тридцати лет назад казалось чем-то из разряда фантастики. Только представьте: письмо из одного края страны в другой без печатей, штампов и ожидания в несколько недель, а всего-то за пару секунд. Для человека 90-х годов это являлось чудом. В тот тяжелый период времени граждане России оказались не только в новой стране, но и в новом мире — в мире, где компьютеры и всемирная сеть стали реальностью. Программист с многолетним стажем Андрей Халиман рассказал нам, как Рыбинск и его жители справлялись с наступающей эрой высоких технологий несколько десятков лет назад.
Потомственный знаток программирования
С самого детства Андрей имел тягу к программированию. Его отец Анатолий работал ведущим программистом на различных предприятиях города. Видя такой пример, Андрей и сам решил связать свою жизнь с компьютерами. В 90-е годы в Рыбинске был спрос на услуги программистов, но не было предложения, поэтому даже молодому специалисту удалось устроиться на желаемую работу и начать расти в профессиональном плане. Андрей работал программистом в одной фирме, собирал компьютеры в другой. Сейчас он имеет более чем 20-летний опыт в программировании.
— За компьютер я впервые сел в 1992 году, когда ходил заниматься в рыбинский институт. В 1994 году в школе № 20, где я учился последний год, нам поставили компьютеры IBM, и мы с одноклассниками познакомились с техникой более плотно, — рассказывает Андрей. — В 1995 году компьютер появился у нас дома. Тогда отец работал «на удаленке» на одной из ярославских фармацевтических фирм, технику ему предоставили. Жили мы в частном секторе Мариевки, тогда для этого района телефонная связь и, следовательно, дозвонковый Интернет были фантастикой. Отец выполнял свою работу, сохранял данные на дискете, ехал в Ярославль и сдавал.
Большинство молодых людей того времени знакомились с компьютерами в первую очередь ради игр. Андрею же играть быстро надоело, он целенаправленно шел заниматься программированием. Но как оказалось, программист того времени должен был уметь обращаться с техникой на «ты» практически во всех аспектах компьютерной деятельности.
— Тогда не было никакого деления на должности, фирмам нужен был человек, который станет мастером на все руки. Специалист должен был уметь и собрать «железо» и что-то спаять, и написать программу, подключить принтер, отремонтировать копировальную машину, — говорит Андрей. — И это не из-за того, что специалист считался молодым и всему учился сам — мой отец до самого окончания работы занимался точно тем же. Уже гораздо позже пошла дифференциация, и появились системные администраторы, программисты, «безопасники» и многие другие. Но и требования тогда отличались от нынешних, и новичку было чуть попроще.
Привет, мир!
С великим и ужасным (для того времени) Интернетом Андрей познакомился в 1998 году на работе. На тот момент всемирная сеть «избирательно» охватывала Рыбинск уже два года. Интернет был «дозвонковым» — для установки связи необходимо было позвонить по ярославскому номеру с помощью модема, и он устанавливал соединение. Такой способ связи был обременен множеством сложностей, начиная от занимаемых телефонных сетей и заканчивая низкой скоростью работы.
— Телефонные линии города, без которых работу Интернета не представлялось возможным организовать, работали в то время отвратительно. Например, когда мы звонили из центра на кабельный завод, то в трубке стоял треск, гул и вой, — рассказывает Андрей. — Пользоваться интернет-сетью на работе мне не довелось — не было необходимости. Даже если бы мне «дали добро», я все равно ничего там не нашел бы. Наполняемость сети была скудной. Программисты пытались пользоваться Интернетом в первую очередь для того, чтобы попытаться чему-то научиться, но выходило так, что спрашивать у знакомых и читать книги было выгоднее, чем попробовать найти информацию в сети.
Интернет в Рыбинске в фирмах конца 90-х был схож по своей сути с фарфоровым сервизом, который хорошая хозяйка хранит в стеллаже — с него «сдували пылинки», им очень дорожили и практически не использовали. Персонал в миг использования Интернета в буквальном смысле замирал — дозвон до сети занимал всю линию, и если кто-то поднимал трубку на другом телефоне, то связь тут же обрывалась. Не стоит и говорить о том, к каким конфликтам на рабочем месте это приводило.
Реальная необходимость работы с сетью появилась в начале 2000-х годов. Выполнял он функцию передатчика, но как источник информации все еще не котировался.
— Нам предоставлялся поминутный доступ, за который мы расплачивались по карточкам или с лицевого счета. Досуговое использование упиралось только лишь в загрузку какой-либо картинки или МР3-файла на компьютер. Скорость при этом была такая, что ждать мелодию приходилось по десять минут, при условии того, что связь не оборвется, — говорит Андрей. — На работе мы уже начали делать заказы через сеть. Стал появляться функционал, можно было уже зайти на сайт, скачать прайс-лист, появилась бесплатная электронная почта.
Наполняемость Интернета ширилась, но качество телефонной связи все еще было плачевным — связаться с Москвой и что-то услышать в трубке в ответ, кроме треска, было настоящим чудом. Менеджеры не понимали друг друга, а факс был далеко не во всех фирмах. Все улучшилось только к концу 2002 года, тогда в городе появилась новая телефонная линия. Рекламные стенды говорили о «шаге в будущее» или «звонке в будущее», и, как отмечает Андрей, это действительно был прорыв.
— Я зашел в гости к товарищу на работу, где телефон был подключен к новой линии, он при мне нажал на кнопку, и связь буквально за пару секунд появилась. Меня это впечатлило, — вспоминает Андрей. — Больше не надо было дозваниваться по полчаса. А чуть позже появились и дорогие DSL-модемы, которые уже не занимали всю телефонную линию — это было еще одним значительным шагом вперед.
Связь для непрофессионалов
Интернет 90-х и 00-х годов неразрывно шел рука под руку с телефонной связью. На тот момент в Рыбинске далеко не во всех квартирах был свой телефон, и, следовательно, об Интернете многие люди слышали лишь краем уха и не воспринимали информацию о нем всерьез — многим рыбинцам новые технологии казались колдовством. Из-за скудной наполняемости сети им и не стоило тогда беспокоиться о Интернете — в любом случае человек, который далек от компьютерной техники в целом, вряд ли нашел в сети что-то интересное для себя.
Рыбинцы стали знакомиться ближе с Интернетом только в 2003 году — тогда на базе достаточно новой сотовой связи появилась технология GPRS — всемирная сеть в мобильном телефоне.
— Это было непомерно дорого, мегабайты ценились на вес золота. Но что важно, Интернет сотового телефона позволил мне пользоваться первыми мессенджерами. Технология мгновенных сообщений, отличная от СМС, развилась в Рыбинске примерно в 2003 году, и еще года три она просто «сияла» — ей интересовались все, — говорит Андрей. — Настоящий «взрыв» был в городе в 2006 году. Просьб от знакомых «установить аську» на телефон получал немереное количество.
В дальнейшие годы Интернет и Рыбинск сближались все теснее. В 2008 году появились кабельные подключения, заменившие собой DSL-модемы, которые раньше могли позволить себе только различные фирмы. Связь со всемирной паутиной стало возможно провести в любой дом, соцсети наполнялись пользователями, а сам Интернет — информацией и интересными сайтами.
К современному виду Интернет в Рыбинске пришел после 2010 года — за последнее десятилетие в нем по факту не менялось ничего, кроме скоростей и количества контента. Жители Рыбинска, да и всего мира, плотно сдружились с глобальной сетью, пустили «паутину» в свой дом и теперь вряд ли с ней «поссорятся».