Молога — город, унесший с собой под воды Рыбинского водохранилища драгоценные свидетельства прошлой жизни. Какими были его жители, какие традиции и обычаи соблюдали наши предки, во что верили и чего опасались? Ответы на эти вопросы более восьмидесяти десятилетий ищут ученые, историки, краеведы. Сегодня автор проекта «Росписи затопленных земель» Алексей Алексашин готов раскрыть рыбинцам и гостям города некоторые из них.
23 октября в историческом центре Рыбинска открылась керамическая школа-мастерская «Росписи затопленных земель». Как говорят ее создатели, аналогов в России у нее нет. Помочь реализовать задуманное удалось благодаря проекту МТС «Культурный код». Это волонтерская акция, целью которой является сохранение и поддержка уникальных для территорий культурных ценностей и инициатив.
Проект «Росписи затопленных земель» стартовал в 2018 году. Тогда авторы проекта провели большую исследовательскую работу. Сотни экспонатов — прялок, вышивок, наличников, домовой утвари — были найдены в музеях области, в частных коллекциях и даже на улицах города, где продолжают стоять «переехавшие» дома из Мологи.
— Нам удалось по крупицам собрать и воссоздать элементы росписей, орнамента, символику и оцифровать рисунки мологжан. Чтобы найденное культурное наследие продолжало жить, важно передать его молодому поколению, обучить взрослых и детей, художников и мастеров-промысловиков росписям затопленных земель, — говорит руководитель школы-мастерской Алексей Алексашин.
Сегодня у нового культурного пространства в историческом центре Рыбинска сразу несколько функций. Одна из них — просветительская. Небольшое помещение мастерской напоминает мини-музей, демонстрирующий узоры затопленной Мологи и рассказывающий ее историю.
— Потолок мастерской расписан элементами из домовой резьбы. Старинные мастера не просто рисовали красивые узоры, а вызывали к жизни удивительных существ — как реальных, так и фантастических, — рассказывает Алексашин. — К примеру, Огненный Уж — мифологический персонаж, которым украшали резные наличники и карнизы, по поверьям мологжан, приносил достаток и счастье хозяину дома.
Среди символов, которые сегодня украшают потолок мастерской, — Древо жизни, объединяющее три мира — прошлое, настоящее, будущее.
— Корень — это прошлое поколение, стебель и листья — это то, что мы делаем в этом мире здесь и сейчас, семена, цветы и плоды — это результат нашей деятельности, это следующее поколение, — объясняет Алексей.
Образ богини плодородия или Весны жительницы Мологского уезда вышивали на своих одеждах. Яркая красная фигура, из рук которой прорастают побеги, листья и плоды, символизировала рост и богатый урожай.
— Мы работаем над тем, чтобы дать этим узорам новую жизнь в современном прочтении, чтобы они вернулись к нам на предметах быта, архитектуре, одежде, — говорит руководитель мастерской.
Присоединиться к этому смогут теперь и рыбинцы, и гости города. Мастер-классы по созданию и росписи керамических изделий с мотивами Мологи будут проходить в мастерской и для детей, и для взрослых.
— Гости города и туристы через коллекцию древних узоров смогут узнать, как жили, во что верили, как представляли себе окружающий мир жители невидимого ныне города, затерянной Русской Атлантиды. А главное, смогут идентифицировать себя с предками и их традициями, восстановить утраченную культурную связь и корни, — подытожил Алексей Алексашин.