На днях в Общественно-культурном центре завершилась благотворительная акция «Сталкера» — Международного фестиваля фильмов о правах человека. Учрежденный в 1995 году Гильдией кинорежиссеров во главе с Марленом Хуциевым, он начинался на пике гласности, демократизации, обращения к гуманитарным ценностям. Эхо уникального в своем роде кинофестиваля, проходящего в столице ежегодно в декабре, разносится затем по регионам.
Нынче осенью, пренебрегая самоизоляцией, наши киноманы «отметились» на фестивалях дважды. В начале октября делегат киноклуба «Современник» Иван Спиридонов участвовал в работе 42-го Московского МКФ в составе общественного жюри Федерации киноклубов.
— С утра до ночи, — рассказывает Иван, — приходилось носить маску и перчатки, но программа не разочаровала. Залы заполнялись лишь на треть, «люди в черном» бдительно следили за соблюдением режима. Мне как члену жюри надлежало посмотреть всю конкурсную программу, посетить пресс-конференции и задать авторам возникшие у меня вопросы. Очень понравились выступления Андрея Кончаловского и Александра Прошкина. Относительно конкурса, надо сказать, мое мнение во многом совпало с предпочтениями основного жюри, присудившего главный приз фильму «Блокадный дневник». С его режиссером Андреем Зайцевым удалось договориться о встрече в нашем киноклубе. Подобных договоренностей достигли и с другими конкурсантами. Даже у Кончаловского, к которому запретили приближаться после брифинга, я спросил в ходе общей беседы, можно ли будет увидеть его на родине предков. На что он ответил: «Наверное, можно…»
Тем временем «Сталкер» сам пришел к рыбинцам, стартовав — с подачи своего генерального продюсера Игоря Степанова — программой документальных фильмов. За пять дней зрители увидели восемь неигровых кинолент, поднимавших такие проблемы, как память о жертвах сталинских репрессий, боль матерей, у которых бывшие мужья крадут детей, лечение детской наркомании, борьба за спорт для инвалидов, поиск пропавших людей, сегодняшние тревоги и надежды крымчан… В этой череде особое внимание привлекли два фильма о творцах, идущих собственным путем, вопреки официальным установкам: «Юра-музыкант», о Юрии Шевчуке, и «Кулаков великого предела» — о советском художнике Михаиле Кулакове (1933-2015), получившем громкое признание после отъезда в Италию.
Открывая показ художественных фильмов, президент Гильдии режиссёров, уже знакомый нам Вадим Абдрашитов представил военный боевик К. Белевича и Ю. Ильина «Семь пар нечистых». И, будучи руководителем студии «АРК-фильм», поведал о массе препятствий, грозивших сорвать проект: от переделки сценария, написанного по повести В. Каверина, до утраты главного объекта съемок — боевого корабля — и замены постановщика. Потом, отвечая на вопрос, заданный ему как профессору ВГИКа, объяснил падение уровня отечественной режиссуры тем, что запрещено бесплатно обучать профессии людей, имеющих любое высшее образование и житейский опыт.
Всего же в эти дни было показано пять больших игровых картин; презентовали их в основном режиссеры и лишь одну — актриса. Встреча с ней, талантливой и обаятельной Надеждой Гореловой, пожалуй, оказалась самой впечатляющей, равно как и «Простой карандаш», драма на грани трагедии, где она сыграла главную роль. Ее Антонина, художница из Питера, приехав в некий городок при карандашной фабрике и став учительницей рисования, вступает в схватку с местным хулиганом, который держит в страхе всю округу. Актриса столь органична на экране, что кажется не актрисой, а человеком «из жизни». Она признается: «Наташа Назарова (режиссер-сценаристка) писала сценарий, ориентируясь на меня». В рамках школьной темы фильм затрагивает жгучие проблемы криминального произвола, гражданского сопротивления, личной ответственности. Не есть ли это — в широком смысле — метафора всей нынешней России?
Тем более претендует на обобщение монодрама «Керосин», тяготеющая к притче. «Это ж надо, — негодует автор, прежде узбекский, а ныне российский драматург и режиссер Юсуп Разыков, — в нефтедобывающей стране не достать керосина для лампы!» На протяжении 77 минут он держит в кадре старую одинокую женщину. Одна во всей дерене, она обитает не столько в своей избе, сколько в сновидениях, встречая там давно почившего супруга. Рассчитанный на 85-летнюю Елену Сусанину из Волковского театра и снятый в нашей Ярославской области, увенчанный кучей призов и премий, фильм вызвал противоречивую реакцию.
Впрочем… «Это не навсегда» — так утешительно гласит название последней из фестивальных картин. Ее сюжет соединяет трогательные, порой печальные истории четырех воспитанников детдома, где каждый мечтают об одном: найти свою семью. «Мы с Аленой, — говорит Евгения Яцкина (Алена Рубинштейн — ее соавтор), — опирались на реальные жизненные истории». Если взрослые актеры Стеклова, Мохов, Лапшина играют вполне достойно, то маленькие исполнители просто бесподобны: они живут жизнью своих героев. Неподдельно искреннее, взволнованное киноповествование встретило единодушное сочувствие аудитории. На прощание директор ОКЦ Алена Иванова поблагодарила гостей и вручила им памятные подарки.
Борис Крейн
Фото Ивана Спиридонова