Да, несмотря на то, что экоактивисты категорически не приветствуют слово «мусор» в применении к отходам, мои собеседники — просто мусорщики. Ведь переработкой отходов они не занимаются, просто собирают-принимают их, сортируют и перемещают из пункта А в пункт В. Да, в идеале эти отходы превратятся однажды в перерабатываемое вторсырье. Но может случиться и так, что неликвидный пластик обретет вечное пристанище в зарослях крапивы на мусорном полигоне.
Брать или не брать — вот в чем вопрос…
Переработчиков вторсырья в Рыбинске нет. Ну, или почти нет. Тем не менее, в цепочке раздельного сбора отходов важным звеном являются частные предприниматели-сборщики, которые за деньги или бесплатно (в случае с пластиком) принимают у населения вторсырье. Наибольший доход приносят традиционные еще со времен СССР фракции: макулатура и металлолом. А пластик создает больше проблем, чем дохода. Именно поэтому мои собеседники не горят желанием озвучивать свои контакты, зачем им новые запасы пластика? Разобраться бы с тем, что есть.
— Не нужен он мне — особенно в том виде, в котором мне его принесут, — откровенно признается мой собеседник. — Если и удастся его сбыть, то лишь некоторые фракции. ПЭТ-бутылки уйдут, если рассортировать по цветам, канистры уйдут. Остальное — нет.
У населения принимать пластик невыгодно еще и по причине малых объемов. Достаточно взять на крупном предприятии упаковку от станка, и сборщик получит объем, равный поступлению бытового пластика за год. Да и работать с заводом проще, там есть специалисты, которые разбираются в маркировках. Всего одна поездка на рыбинский завод — и сборщик обеспечен большим запасом пластика конкретной марки. А горожане приносят в пункты приема вторсырья маленькие пакеты, наполненные разнородным пластиком, и чтобы все это рассортировать, предпринимателю придется нанять специалиста. В результате себестоимость этого сырья возрастет многократно.
Дальше пластик либо дробится, либо прессуется для отправки потребителю, но и здесь возникает ряд сложностей. «Дробленку» потребитель не любит, ведь невозможно проверить, из чего состоит предлагаемый переработчику «салатик». Прессовать — тоже не всегда возможно. И еще миллион вопросов…
Перспективы у нас есть. У нас средств нет!
Они не собираются спасать планету, и соображения о пользе раздельного сбора отходов предпринимателей не волнуют. Им нужно кормить себя, семью и своих наемных работников.
У «отходного бизнеса» есть потенциал. И чем дальше на восток, тем больше перерабатывающих предприятий открывается в России. Это Владимирская область, Башкирия, Татарстан — регионы, где всегда была развита химическая промышленность, есть нужные кадры и производственная база. У нас всего этого нет.
А вы знаете, что 2 эколавочки спасают 1 дерево? И в процессе их изготовления вторую жизнь обретают килограммы пластика! Десятки предприятий, работающих по франшизе «Умная Среда», уже открылись во многих городах России. Перерабатывая пластиковые отходы, можно производить широкий ассортимент полимерпесчаных изделий — лавочки, кашпо, урны, облицовочную плитку и даже люки, выдерживающие достаточно большую нагрузку. Если у вас найдутся лишние 5,5 млн. руб., вы вполне можете открыть подобное экопроизводство. Правда, есть еще расходы на периферию и оборотные средства… Для малого рыбинского бизнеса сумма выходит неподъемная.
О чем мы говорим? Для местных предпринимателей покупка б/у станка — недостижимая мечта. Отсутствие финансов и многочисленные трудности, с которыми связана сортировка и переработка пластика, приводят к тому, что в Рыбинске объемы приемки полимеров несопоставимы с тем же металлоломом.
Чтобы свести концы с концами, рыбинские сборщики стараются из различных видов и марок пластика выбирать те, которые могут принести хоть какой-то доход. За последний год цены, предлагаемые переработчиками, упали примерно вдвое. Поэтому некоторые сборщики уже не могут платить за принимаемый пластик: с учетом расходов на переработку денег на покупку этого вторсырья уже не остается.
Итак, в Рыбинске эта коммерчески интересная и полезная для экологии тема остается модной, но не востребованной. Предприниматели считают, что все механизмы для успешной работы у нас есть. Но нужны инвестиции, перерабатывающее предприятие, поддержка администрации города, нужны законодательные изменения и налоговые льготы тем, кто занят в этом бизнесе. … Список можно продолжать.
Что в коробке, то и на коробке?
Помимо всего вышеперечисленного, переработке пластика — и не только в Рыбинске, но и по всей стране, мешает многообразие марок. Пробелы в законодательстве приводят к тому, что горы неликвидного пластика отправляются на свалку.
Например, возьмем упаковку от тортов и тому подобных изделий — так называемые коррексы. Маркировка на них может и вовсе отсутствовать, а материалы используются самые разнообразные. И вместе их перерабатывать нельзя — не «дружат» они. А разобраться в этом никто не может. Что это означает для переработчиков?
— Одни коррексы могут иметь температуру плавления 115 °, другие 270 °. Пока высокотемпературный пластик еще не расплавился, низкотемпературный уже горит, — объясняет специалист. Куда в итоге отправятся эти коррексы— сами догадайтесь.
Или еще один пример — картофельный мешок из полипропилена, прошитый полиамидной нитью. Температура плавления такой нити значительно выше, чем полипропилена. В результате производитель, который собирается сделать из этих мешков вторичную гранулу, дробит их, моет, сушит и запускает в экструдер. И нерасплавившаяся полиамидная нить забивает фильтр. Кому такой бизнес нужен? В итоге мешки тоже оказываются на полигоне.
Огромный объем использованных бахил — еще один пример. Что мешает их переработке? Резинка! Отделение ее, не важно, машинным способом или вручную, обойдется дороже, чем будет стоить материал, который получится в результате этого труда. Так что каждая пара бахил — прямой кандидат на свалку.
Если вы разбираетесь в маркировках и старательно раскладываете по пакетам HDPE и PP, имейте в виду: в нашей стране вполне может быть так, что цифры в заветном треугольничке совсем не соответствуют составу пластика.
И таких примеров бесконечное количество. Современный мир переполнен пластиком, который нерентабельно перерабатывать. Надо отказываться от пластика — так говорят сами сборщики. Необходимы законы, которые обязывали бы производителей создавать все части упаковки из пластика одной марки, максимально пригодной для переработки.
Многовато вопросов? А ведь мы попытались в этой статье всего лишь перечислить темы будущих дискуссий. Чем лучше каждый из нас будет понимать последствия, связанные с использованием пластика, тем больше шансов, что все вместе мы найдем выход из этого мусорного лабиринта.