У каждого города своя история, которая аккумулируется в памяти зданий — безмолвных свидетелей его падений и взлетов, надежд и разочарований. «Рыбинская неделя» продолжает серию исторических очерков, в которой камни говорят. Третий рассказчик — усадьба Наумова. Когда-то в ней располагалась самая большая городская библиотека, сегодня здесь планируют сделать музей.
На перекрестке Крестовой и Пушкина стоит старинный особняк. Над окнами первого этажа расположены массивные замковые камни с лепным орнаментом. Высокие наличники окон второго этажа украшены женскими масками и венками. Три центральных арочных проема парадного фасада визуально облегчают массивный балкон с чугунной решеткой. Однако взгляд притягивает в первую очередь не жилой дом, а эффектный портик бывшего каретного сарая с десятью колоннами. О главной ценности бывшего особняка Наумова прохожие вообще не догадываются. Ведь сквозь стены не увидишь роскошный интерьер, по сути, единственной в городе купеческой усадьбы, отделка которой практически полностью сохранилась.
Усадьба засветилась в «12 стульях» Гайдая, а на страницах романа Михаила Рапова «Зимогоры» она подробно описана в главе, посвященной улице Крестовой. Ансамбль, признанный памятником архитектуры федерального значения, включает, помимо главного дома и каретного сарая, флигель и складской корпус. Хозяйственные постройки возведены значительно раньше особняка, во двор которого ведут ворота с двумя калитками и ажурной решеткой. Флигель, к примеру, купец Иван Наумов приобрел еще в 1819-м, а главный дом начал строить только в 1843-м, заблаговременно скупив все прилежащие участки.
На втором этаже располагались парадные комнаты. Там и сохранилось уникальное внутреннее убранство — резные двери, изразцовые печи, дубовый паркет, клеевая роспись потолков, модная в XIX веке отделка стен искусственным мрамором. Лейтмотивом росписей стали композиции из листьев и цветов в фигурных медальонах, преобладает флористическая тематика и в позолоченной лепнине. Богатые комнаты открывали только для приема гостей, и эту особенность метко высмеял писатель Иван Аксаков, побывавший на званом обеде в именины Наумова: «Настоящий русский купец, наитщеславнейшее создание, никогда не роскошествует для себя собственно, для своего удовольствия, а только для показа другим».
Выходец из мологских мещан, Иван Наумов разбогател на торговле крупой и хлебом, был видным общественным деятелем и старостой Крестовоздвиженской церкви. Купец прожил в новом поместье только десять лет, скончавшись от воспаления легких в 1857-м. Одна из двух его дочерей с редким ныне именем Павла вышла замуж за сына городского головы Александра Переславцева. Им и достался дом, который иногда называют усадьбой Наумовых-Переславцевых, поскольку дом последних, переданный после революции театру Пролеткульта, не сохранился. На его месте в 1963 году построили новое здание драматического театра.
К главному зданию усадьбы Наумовых уже в 1860-е при Переславцевых с северной стороны сделали пристройку с отдельным входом для прислуги. Александр Петрович жил со вкусом, однако запомнился и как меценат. Переславцев стал главным жертвователем на строительство теплой Сретенской церкви, выделив более 34 тысяч рублей, а для Крестовоздвиженского храма один только 500-пудовый колокол обошелся в 9 тысяч. Помимо этого Александр был попечителем Городской и Судорабочей больниц. Павла Ивановна оказалась достойной продолжательницей отцовского дела. К 50-летнему юбилею она значилась почетной гражданкой и купчихой первой гильдии, в которую по объему капитала проходило всего 2-3% всех купцов империи.
Их сын Петр Александрович тоже стал купцом, но куда менее удачливым. В 1905 за неплатежи всё его имущество, заложенное Земельному банку, ушло с молотка. Усадьбу, правда, наследники продали чуть раньше, в 1903, саратовскому купцу Василию Красулину. В Рыбинск тот перебираться не планировал, поэтому вскоре перепродал ее магистрату под городской ломбард. В 1904 при перестройке здания подрядчик Егоров разобрал парадную лестницу и устроил новую с балюстрадой и лепным кессонированным потолком. При проведении капитального ремонта в это же время провели домовый водопровод.
В 1918 году были национализированы все частные и общественные книжные собрания города. Уникальные книги из дворянских имений и домов богатых горожан, а также из книжных магазинов свезли в здание усадьбы Наумовых-Переславцевых. Сюда же перенесли и книжный фонд старейшей в губернии земской библиотеки, открытой в 1880-е на частные пожертвования горожан. Руководителем назначили Алексея Золотарева, о котором мы уже рассказывали в первом материале цикла, про дом соборного причта. Именно при Золотареве, возглавлявшем библиотеку до 1924 года, она стала центром культурной жизни послереволюционного Рыбинска. Здесь проходили литературные вечера, заседания научного общества и архивной комиссии.
В ноябре 1920-го библиотеку признали книгохранилищем, а ее книжный фонд превысил 100 тысяч томов. Временно хранились здесь и экспонаты будущего музея — мебель, картины. Работали два читальных зала, имелись краеведческий, рукописный, журнальный и иностранный отделы. В 1921 году библиотека получила имя Фридриха Энгельса, а год спустя началось развитие передвижных библиотек, созданных на основе богатого фонда. В рыбинском районе их создали более полутора сотен, а с 1976-го по отдаленным микрорайонам Рыбинска курсировал «библиобус», развозивший книги. Центральный офис при Золотареве подбирал и рассылал по районам книжные коллекции, организовал библиотечные курсы, учредил общество любителей иностранной литературы из четырех секций: славянской, западной, восточной и античной, а также общество лирической поэзии.
После ухода Алексея библиотеку более 30 лет возглавляла одна из ее первых сотрудниц — Мария Шестакова, которая продолжила накапливать книжные фонды. Она отыскивала частные коллекции, вела переписку со многими издательствами и отслеживала книжные новинки. В 1939-м произошло слияние библиотеки с книгохранилищем имени III Интернационала. В тяжелые годы войны библиотекой руководил Николай Аристов. Не хватало средств на ремонт и дрова, протекала крыша, было холодно. Библиотекари сами таскали ящики с книгами на почту, в выходные пилили, кололи и возили на санках дрова.
Книги отсылали в освобожденные после оккупации районы и воинские части, а основной задачей библиотеки стало обслуживание Красной Армии. Сотрудники готовили технические справки по запросам из воинских частей. Пять специально подготовленных библиотекарей работали в госпиталях, где ежедневно читали раненым книги и журналы. Библиотека продолжала развиваться и после войны, и в тяжелый перестроечный период. Она съехала из здания усадьбы лишь в конце 2013-го в связи с его аварийным состоянием. На тот момент книжный фонд, хранившийся преимущественно в каретном сарае, составлял более 87 тысяч экземпляров. Судьба уникального особняка повисла на волоске.
В 2014-м администрация города на 49 лет передала усадьбу Наумова, уже включенную было в план приватизации, в безвозмездное пользование группе компаний «Эколайн» бизнесмена и любителя старины Олега Жарова. Его трудно назвать типичным бизнесменом — доктор экономических наук, кандидат физико-математических. Занимается экологизацией производства и уже имеет успешный опыт создания музея под открытым небом в Вятском, а также музея современного искусства в Ярославле. По замыслу Жарова, усадьба Наумова должна органично вписаться в эту музейно-туристическую империю.
После закрытия библиотеки главное здание было законсервировано, отапливалось, но строительные леса вокруг него выросли только через три года. Время ушло на проведение экспертиз и получение разрешительной документации.
На сегодняшний день здесь укреплен фундамент, отремонтированы стены и кровля, подретуширован фасад главного здания, восстановлены лестницы флигеля. Убрали тянувшиеся к дому провода и провели некоторые внутренние работы.
Старые кварталы Рыбинска сегодня нуждаются не только в стилизованных вывесках, но и во внутреннем содержании. Усадьба Наумова может стать первым шагом на этом сложном, но интересном пути. Все подробности о том, что ждет жителей и гостей города в стенах купеческого особняка, – совсем скоро в нашем интервью с Олегом Жаровым.
Александр Карамышев