Таким образом женщина пыталась спасти свои 1500 рублей на банковской карте, но оказалась «заложницей» телефонных мошенников. Сегодня полицейские ищут различные способы рассказать максимальному количеству людей о мошенниках и их схемах: регулярно предупреждают местных жителей о выявленных аферах через СМИ, а также проводят профилактические рейды. Но тех, кто оказался «на крючке» злоумышленников, по-прежнему много. В полиции разводят руками, а мошенники продолжают набивать карманы чужими и легкими деньгами.
На прошлой неделе в стенах отделения полиции состоялся брифинг, на котором привели цифры за разные временные периоды. Так, по статистике, за прошлый год на территории Рыбинска было зарегистрировано 404 факта мошенничества, в 2019 — 407. Краж денежных средств с банковских карт — 309, 274 — в 2019 году. В январе прошлого года было зарегистрировано 60 мошенничеств, в этом году за январь — 21. Краж с банковских карт — 54 в 2020-м, в этом — 9.
— Некоторые граждане попадаются не по одному разу, — говорят в полиции. — Возраст людей, которые чаще становятся потерпевшими, также определить сложно. Стараемся с каждым провести разъяснительную беседу. В основном люди, которые обращаются к нам с заявлениями, рассказывают, что их ввели в заблуждение, на момент проводимых операций они ничего не понимали.
А так злоумышленники и работают. Информацию мошенники, как правило, подают очень тактично, а главное — быстро, чтобы у человека на другом конце провода не было времени подумать. В «шоковом состоянии» человек выдает всю информацию, которая потом работает против него. Номер банковской карты и код, который находится на обороте — это все, что надо знать злоумышленникам, чтобы попасть в личный кабинет и списать все денежные средства.
Так, одной из жертв чуть было не стала 45-летняя жительница Рыбинска Татьяна Караулова. Она рассказала, как проходил ее разговор с мошенниками.
— Я ехала в общественном транспорте, когда у меня зазвонил телефон. Номер телефона мне был не знаком, но это меня не смутило, поскольку я работаю с людьми. Каждый день мне звонят с разных номеров. После того как я подняла трубку, меня назвали по имени и фамилии. Человек — мужчина, который со мной разговаривал, представился сотрудником банка России. Признаюсь честно, что я поверила. Он стал мне говорить, что с моей карты пытаются перечислить деньги, и, конечно, меня это напугало. На карте действительно была крупная сумма денег. Но так как я плохо слышала человека на другом конце провода и постоянно переспрашивала, трубку положили. Буквально через пару минут я поняла, что это был мошенник. И самое интересное в этой истории то, что перед тем как мне позвонили, я стояла в троллейбусе и несколько раз перечитывала агитационную листовку, которая висела на стекле автобуса.
Своим опытом поделилась еще одна наша читательница Любовь.
— Мне позвонили, звук «плыл». Сказали, что с моей карты пытались снять деньги. Потом спросили, в каких еще банках у меня есть карты. Я сказала, что я на работе и мне не до разговоров, да и карт у меня с собой нет.
Чтобы спасти деньги граждан, сегодня сотрудники полиции принимают все меры: участковые ходят по домам и проводят разъяснительные беседы с жильцами, стоят у банкоматов.
Что касается самих схем мошенничества, то на сегодняшний день первое место занимает «звонок сотрудника банка».
— В основном говорят, что проводятся подозрительные операции по вашей карте, потерпевшие начинают паниковать, и им сразу предлагают помощь — приостановить операцию. Просят назвать номер карты, код. После этого переводят деньги на другие карты. А потом обналичивают их в любой точке страны, — разъясняют в полиции. — Как правило, такие карты оформлены на людей, которые ведут аморальный образ жизни или вообще являются «мертвыми душами».
Второй вид мошенничества связан с продажами на различных интернет-сайтах. Мошенники либо сами выставляют вымышленный товар в полцены, чем привлекают внимание покупателей, либо пытаются надуть продавцов. В обеих ситуациях мошенники используют одинаковую схему: запрашивают данные карты и код. В этом году сотрудникам правоохранительных органов удалось раскрыть одно из таких преступлений. Мошенниками оказались люди цыганской национальности, которые проживали в Сергиево-Посадском районе.
По словам начальника отделения № 5 отдела уголовного розыска УМВД России «Рыбинское» майора полиции Алексея Лебедева, раскрываемость таких преступлений составляет всего 10%. С каждым годом появляются новые технологии, и мошенники активно ими пользуются. К примеру, сейчас вам может поступить звонок, а на дисплее высветится определенная организация. Сделать это несложно, достаточно лишь освоить определенную программу.
Также сотрудники полиции отмечают, что на смену «сотрудникам банка» сейчас пришли «сотрудники правоохранительных органов».
— В настоящее время зафиксированы случаи, когда людям звонят сотрудники «правоохранительных органов», представляясь по имени и фамилии. Вся эта информация есть в интернете на сайтах структур. Поэтому в первую очередь мы советуем гражданам всегда перепроверять ту информацию, которую вам пытаются довести. Лучше всего просто не брать трубку с незнакомых номеров, если этого не получается сделать, задайте звонившему встречные вопросы, посмотрите на его реакцию. И если вы в ходе разговора понимаете, что вас сводят к детализации каких-либо кодов, номеров, сразу скидывайте и перезванивайте на телефон горячей линии банка, он находится на каждой карте, — говорит Алексей Лебедев.
Стоит отметить, что, по данным статистики, на сегодняшний день практически пропал такой вид мошенничества, как «Але, бабуля». Все мы помним, что примерно пять-шесть лет назад жители Рыбинска переводили деньги, чтобы помочь своим «родным». В прошлом году в полиции было зафиксировано всего два таких факта.
Завершить хочется просто: «Доверяй, но проверяй». Иногда лишние две минуты вашего времени могут сэкономить ваши 100, 1000, 100000 рублей.