У городских школьников есть немало доступных перспектив для всестороннего развития и образования. У ребят сельских школ таких возможностей до недавнего времени было не так много. 1 сентября 2020 года в рамках нацпроекта «Образование» в Октябрьской школе открылся первый в Рыбинском районе центр образовательных технологий «Точка роста», а в этом году появятся еще пять.
По одну сторону экрана я, по другую — представители Управления образования Рыбинского района, руководство и педагоги Октябрьской школы, ученики. Из-за пандемии не удалось лично посетить учебное заведение, поэтому специально для меня организовали высокотехнологичный формат встречи — zoom-конференцию. Участие в онлайн-трансляции было для меня впервые. А для детей и педагогов Октябрьской школы, благодаря новому оборудованию в центре «Точка роста» явление вполне привычное. Дети участвуют в онлайн-вебинарах, проводят телемосты, получают знания на дистанционных онлайн-уроках.
Первые — значит лучшие
Центры «Точка роста» организованы в 17 муниципальных районах области, в Рыбинском районе первой стала Октябрьская. Это школа с богатой историей, в этом году ей исполнилось 123 года. Руководство Рыбинского района отмечает высокий профессионализм педагогов, неоспоримый талант детей и их стремление быть первыми и лучшими. Потому выбор для старта проекта был остановлен на ней.
— Мы восприняли это известие, с одной стороны, с чувством гордости за школу, которая имеет свое лицо, — делится директор школы Надежда Смолина. — Наши ресурсы и достижения известны району и области. С другой стороны, мы понимали ответственность за доверие быть первым в Рыбинском районе центром «Точка роста».
Помещения «Точки роста» смотрятся очень современно. Для создания нового образовательного пространства отремонтировали и переоборудовали два класса школы и холл. На стенах красуются элементы фирменного стиля «Точка роста». Мебель в кабинетах трансформируемая: столы можно располагать как для индивидуальной работы, так и для групповых занятий. Они очень легкие, что позволяет организовывать необходимые зоны для творчества. Мягкими легкими пуфами оборудовано творческое пространство для отдыха в перерывах между занятиями. Детям очень нравится такая непринужденная обстановка.
Сложно, но интересно
Новинки оборудования вызвали интерес у педагогов и ребят. Ну кто из ребят не соблазнится подержать в руках и запустить квадрокоптер или напечатать игрушку на 3D-принтере? Шлем виртуальной реальности вызвал бурю эмоций. Ведь теперь действие компьютерной игры происходит не на экране монитора, а будто наяву. Произвели фурор занятия по робототехнике, тренажеры по оказанию первой помощи.
Конечно, учителям потребовалось время на изучение новых технологий, методов, приемов для проведения уроков на новом оборудовании. Они обучались на специальных курсах на базе рыбинского «Кванториума», получили сертификаты.
— Чтобы передать детям новое, необходимо сначала это изучить самостоятельно, — рассказывает учитель технологии, преподаватель кружка «Робототехника» Ирина Стежинская. — Подготовка к занятиям стала более тщательной, трудоемкой, зато дети воспринимают новые знания с большим энтузиазмом. Образовательный процесс стал намного интереснее, все учителя с этим согласятся.
— Процесс обучения строится на трех факторах: современные условия, талантливые педагоги, заинтересованные родители, — отмечает учитель физической культуры и ОБЖ Павел Павлов. — Сейчас у нас есть все эти три кита, поэтому получается давать детям качественные знания.
Стоит отметить высокий профессионализм педагогов Октябрьской школы. К примеру, учитель информатики Елена Осокина, педагог с 30-летним стажем, преподавала не только в России, но и за рубежом. Она обучала детей в русской школе российского посольства в Японии и на Кипре. На занятиях кружка «Космоверстка» в Октябрьской школе Елена Олеговна обучает детей HTML и CSS-программированию для написания сайтов. Программа, как она сама говорит, сложная, но дети посещают кружок с большим удовольствием. А плюсом является то, что за этой наукой стоит будущее ребят.
Спрос и предложение
В центре «Точка роста» занимаются все ученики школы. Это 239 детей. У младших школьников огромный интерес вызывают робототехника и шахматы. Также они занимаются в кружке «Учусь создавать проекты». Ребята старших классов изучают в Центре информатику, ОБЖ и технологию, с удовольствием учатся техническому и 3D-моделированию, программированию. Многие из них уже стали победителями общероссийских конкурсов. Уроки приближены к современным условиям жизни, подготавливают учеников к выбору будущей профессии.
— Недавно мы собирали робота-жука, который шевелил лапками, — это было очень интересно, — поделился впечатлениями ученик первого класса Егор Гриневский. — Мне нравится робототехника, шахматы.
— Мы конструируем сайты и изучаем языки программирования. В будущем я собираюсь поступать учиться на графического дизайнера, эти знания мне очень пригодятся, — отметила восьмиклассница Кристина Грызина.
Также в «Точке роста» работает кружок «Цифровая журналистика». Ребята изучают историю основы журналистики, сторителлинг, фотожурналистику и многое другое. Занятия по авторской программе ведет профессиональный журналист с большим опытом работы Светлана Будилкова. В рамках кружка запланированы создание школьной сети журналистов, экскурсии в редакцию и типографию, создание фильмов о школе и своем поселке. Дети делают большие успехи, несколько их статей уже опубликованы в газете.
Дальше — больше
Директор Октябрьской школы Надежда Смолина отмечает, что с появлением Центра «Точка роста» увеличилась востребованность детьми занятий дополнительного образования и внеурочной деятельности, повысилось качество подготовки занятий и образования в целом. Этот факт отметили и в Управлении образования Рыбинского района.
— Появление «Точек роста» продиктовано жизнью — это положительно влияет на повышение качества образования, социализацию детей, — подчеркивает начальник отдела общего и дошкольного образования Елена Егачева. — Коллектив школы проделал большую плодотворную работу. Мы видим, с каким интересом идут на занятия дети и как горят глаза у их наставников.
В планах у руководства и педагогов Октябрьской школы дальнейшее совершенствование работы Центра «Точка роста». Предстоит участие в семинарах, круглом столе «Первые результаты работы Центра», подготовка ребят к участию в конкурсах по технологии, информатике и ОБЖ разного уровня.
Эпидемиологические условия не позволили в этом учебном году провести в полном объеме общешкольные и межшкольные мероприятия с приглашением гостей. Но после снятия ограничений взаимодействие будет налажено. Дети из других поселений смогут приезжать в «Точку роста» Октябрьской школы, а дети Октябрьской школы — посещать новые «Точки роста» района.
Ведь до конца этого года еще в пяти школах Рыбинского района откроются центры естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» — в Болтинской, Арефинской, Тихменевской, Ермаковской и Николо-Кормской школах.
Наталия Колесова