Важная деталь успешной работы «туристической машины» — коммуникации. А где коммуникации, там и СМИ. Поэтому сотрудники Туристско-информационного центра и корреспонденты рыбинских изданий собрались для обстоятельного разговора в формате «пресс-чая»: обсудить удалось многое.
Для встречи представителей ТИЦ и журналистов Рыбинска было несколько весомых поводов: стоило обсудить грядущий юбилей города, интерактивные выставки, открытие арт-объектов, а также другие как краткосрочные, так и долгосрочные цели, которые стоят перед специалистами сферы.
Как отметил директор Туристско-информационного центра Алексей Алексашин, этот год будет для туризма Рыбинска непростым — впереди немало задач, многие из которых связаны с громким днем рождения города, которое, как того требует круглая дата, должно непременно запомниться людям.
Один из готовящихся проектов — авторская экскурсия от сотрудницы ТИЦ Анастасии Макаровой под названием «950 шагов по Рыбинску».
— В целом этот путь займет у человека всего 450 метров вдоль Волжской набережной. Идея экскурсии состоит в том, что, пройдя всего лишь эти несколько сотен метров, можно будет проследить практически всю историю Рыбинска. Человек увидит и древнюю историю, и купеческий быт, и признаки оттепели — все основные вехи истории города, — рассказывает Анастасия.
Пока что речь идет только об одном маршруте экскурсии. Откроется он в течение месяца. Анастасия отмечает, что, поскольку Волжская набережная и исторический центр достаточно часто задействуются в подобных мероприятиях, то есть желание в будущем проложить путь в 950 шагов истории и в других местах города, например, возле площади Дерунова и Дворца спорта «Полет», или же в Зачеремушном районе.
— Как показала нам практика, такие обзорные экскурсии увлекают не только приезжих туристов, но и наших горожан. Как пример, совместно с Центральной библиотекой мы проводим серию экскурсий, также приуроченную к 950-летию города. На первую экскурсию из серии пришло 30 рыбинцев, а это очень хороший результат. Несмотря на довольно очевидную местному жителю тему про «купеческий Рыбинск» интерес к истории у горожан есть, у гостей города — тем более, — делится Анастасия.
Тем самым, исторический центр города оживляется. В помещении Красного гостиного двора ко Дню города планируют открыть выставку «Затопленные святыни Мологского края» от некоммерческой организации, занимающейся историческим дайвингом. Тему Мологи также развивает совместно с музеем-заповедником музей «Рыбинские рыбы» — интригующий многих проект макета затонувшего города будет открыт уже в середине апреля.
— Но все же впереди у нас 950-летие, и немалая часть внимания идет на другой берег, на Усть-Шексну. И у нас уже есть масса артефактов из тех мест, которые мы хотим, в рамках грантовой деятельности, претворить в арт-объекты. Все, что было найдено там за 30 лет раскопок, сейчас хранится в музее, и если профессионалы разбираются в теме, то широким массам горожан она малоизвестна. И наша задача — «вытащить» на показ историческое и археологическое прошлое в виде арт-объектов, разместить в разных частях города, оснастить их QR-кодами, раскрывающими информацию. Это должно быть интересно, интерактивно и красиво, — говорит Алексей Алексашин.
Сейчас у ТИЦ есть эскизная часть проекта, варианты размещения прорабатываются совместно с Департаментом архитектуры, отбор артефактов происходит в сотрудничестве с археологами и музейщиками. Идея заключается в размещении группы арт-объектов в створе одной из улиц города, с которой можно будет увидеть левый берег. Тем самым посетитель, осмотрев объекты, поднимет взгляд и увидит вдалеке место, откуда явилась эта материализовавшаяся история Рыбинска — Усть-Шексну и реконструированную сторожевую крепость.
Сами объекты постараются сделать максимально близкими к оригиналу. В числе претендентов — литье X-XI веков, раскопанные драгоценности, украшения, такие как «шумящие подвески» и другое. Также организаторы планируют обеспечить будущей экспозиции вандалоустойчивость. Работы над ней начнутся, как сойдет снег.
Посвященные юбилею Рыбинска мероприятия идут и в онлайне — ТИЦ совместно с краеведческим музеем предлагает каждую неделю горожанам в социальных сетях угадать по фото какого-либо артефакта Усть-Шексны о его назначении. Подтверждать и опровергать ответы, а также давать подробный комментарий о предмете в конце очередной недели будет археолог Александр Рыкунов. Самых эрудированных и изобретательных участников викторины наградят при подведении итогов в День города.
Цифровизация коснется и непосредственно самих туристических маршрутов — в планах ТИЦ стоит разработка мобильного приложения, благодаря которому гости города смогут самостоятельно проложить себе путь личной экскурсии. В приложении будет включено все — места, которые будет интересно посмотреть иногородним, и ночлег, и развлечения, и многое другое. Тем самым приложение станет неким унифицированным карманным гидом для туриста, призванным в первую очередь сделать дорогу путешественника чуть более удобной.
Где онлайн — там и известность. Как отмечают специалисты, популярность Рыбинска в последние годы значительно увеличилась, и темпы роста внимания страны к городу не сбавляются. Для развития туризма Рыбинска это является огромным подспорьем.
— Рыбинск очень громко звучит на федеральном уровне и занимает существенную долю туристической повестки региона. Это приятно — все туристы, приезжая, восхищаются историческим центром и многим другим. Например, теплоходные прогулки по Волге с шлюзованием и посещением Юршинского острова пользовались огромной популярностью у туристов, несмотря на несколько «ужатое» в силу обстоятельств лето, — делится мнением директор ярославского АНО «Центр развития туризма» Алексей Кузнецов.
Яркий и многолюдный в плане туристов Рыбинск важен Ярославской области — сейчас в партнерстве с Ростуризмом ведется создание нового регионального маршрута «Ярославия — страна городов», который, как надеются его авторы, будет включен в список национальных брендовых маршрутов и который, разумеется, будет охватывать и достопримечательности Рыбинска.
Кроме того, благодаря недавно подписанному губернатором Дмитрием Мироновым соглашению с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения, регион, а значит и Рыбинск, будут еще чаще использоваться профессионалами кинематографии в качестве декораций для их лент.
Рыбинск вполне конкретно сформировался и продолжает развиваться как один из центров культурно-исторического туризма Ярославской области, однако, не стоит забывать, что город знаменит и своими градообразующими предприятиями. Вопрос появления в городе промышленного туризма обсуждался на встрече журналистов и специалистов особенно живо.
— Одна из проблем, которая встает перед развитием промышленного туризма — это собственно сами музеи достижений, которые являются для предприятий непрофильным активом. Кроме того, объекты требуют от организаций немалых вложений, которые, как они считают, не окупаются. Нужно разрабатывать модели заработка, извлечения выгоды для предприятий из такого рода деятельности, и тогда они будут более заинтересованы, — отметил Алексей Кузнецов.
Другой проблемой является более узкая аудитория туристов, заинтересованных в промышленности, индустриализации и достижений техники определенных городов. Специалисты относят таких туристов, скорее, ко «второму потоку» — то есть тем людям, которые однажды уже побывали в Рыбинске, в достаточной для себя мере ознакомились с историей города и теперь ищут в нем новых впечатлений и информации.
Из этого исходит одна из главных задач работников туристической сферы — они стремятся развивать проекты в городе в таком направлении, при котором турист, посетивший Рыбинск, непременно вернется сюда и во второй, и в третий раз, а местный житель будет гордиться своим домом и находить в нем что-то новое, даже спустя многие годы.
Глеб Гузенко