В центральной части города, напротив корпуса рыбинского университета, расположено одно из самых красивых мест Рыбинска — Карякинский сад. Пережив несколько непростых десятков лет, старинный сад вновь расцветает во многом благодаря жителям города, которые, не упустив возможности, сообща решили, что его необходимо возродить. И сейчас здесь продолжаются работы по его благоустройству. А мы, в свою очередь, оглянемся назад и вспомним насыщенную историю «зеленой жемчужины» Рыбинска.
Удачная идея, успешная реализация
Имя Василия Александровича Карякина в Рыбинске на слуху — купец, благотворитель и общественный деятель прославился своими деяниями на многие года вперед. Родившийся в мещанской семье и получивший своими силами образование, Василий Карякин по своему опыту знал о важности учебы для молодых рыбинцев. В марте 1901 года купец обратился в Городскую Думу Рыбинска с предложением построить второе городское училище, в проект которого в итоге вошли планы по возведению сада в прилежащей территории.
«Я как уроженец города Рыбинска учился и окончил курс в Рыбинском уездном училище, поэтому сознаю полезность и практичность обучения в городском училище для детей небогатых и среднего достатка родителей. Если действительно эта потребность есть, то я желал бы по указанию городской управы и под наблюдением городского архитектора выстроить за свой счет здание второго городского училища» — писал в своем письме Василий Карякин. Городская Дума, в свою очередь, с признательностью приняла предложение купца, и работа закипела.
Уже в мае того же года Карякин приступил к постройке городского училища в сквере возле прудов в центре города. На работы купец выделил сто тысяч рублей, что по тем временам представляло немалую сумму. Ознакомившись с планами застройщика, Дума быстро одобрила идею Карякина по постройке сада, беседки и фонтана рядом с новым зданием.
Спустя два года Городская Управа приняла от купца в собственность города законченный комплекс, состоящий из двухэтажного каменного училища, отдельных сторожки и книжного склада, а также полностью переустроенного, ухоженного сквера.
«Представляя об этом Городской Думе, Городская Управа имеет честь доложить, что все устроенное В.А. Карякиным для города Рыбинска настолько прекрасно, настолько ценно и настолько пересоздало местность, где явилось, что поистине эта часть города сделалась лучшею в городе…» — отмечается в докладе Управы.
За свои труды Василий Карякин был удостоен звания Почетного гражданина города. В училище разместили портрет купца, а в саду — бюст, а Игуменская улица была переименована в Карякинскую. И жизнь нового училища и прекрасного сада началась.
Почему сад, а не парк?
Карякинский сад в прошлом веке нес в себе не только рекреационную функцию, но и просветительскую. С самого начала застройки купец планировал, что будущие ученики нового городского училища смогут получать в саду знания, связанные с ботаникой. Поэтому спроектировал его лучший на тот момент садовник Рыбинска — Адольф Теллос.
Ботаническое разнообразие сада восхищало как учеников училища, так и обычных горожан, приходящих сюда для прогулок. Люди увидели около ста различных представителей растительного мира, деревьев и кустарников, привезенных не только из разных уголков России, но и всего мира: в саду поселились редкий на тот момент американский клен, канадский кедр, персидская и венгерская сирень, а также более привычные дубы, липы, березы, плакучие ивы, различные виды спиреи, так называемого «чайного дерева», были устроены обрамления кустарниками жасмина, сирени и шиповника.
Возле каждого вида деревьев и кустарников была установлена табличка, написанная на русском и латинском языках, в которой сообщалось наименование растения и место, откуда оно прибыло в Рыбинск. И за всем этим многообразием ухаживали как ученики училища, так и профессиональный садовник.
Сам сад состоял из множества разнообразных, уютных для отдыха уголков. Вся его территория была испещрена извилистыми дорожками, отходящими от центральной аллеи. Тут же была обустроена обрамленная скамейками площадка для игр, где могли развлекаться дети. Другая часть сада была более открыта солнцу, высажена декоративными кустарниками и предназначалась для прогулок посетителей.
Пруды были настолько большими, что, как отмечают историки, люди в те времена катались там на лодках. Через каменный мост с декоративной чугунной решеткой, разделявший пруд и небольшую лагуну, проходила центральная аллея сада, а в кристально чистой из-за подземных источников воде большого пруда росли желтые лилии. Позже сюда запустили карасей, а сами водоемы регулярно чистили.
Особое значение в саду имел фонтан, чья чаша была отлита на знаменитом петербургском заводе Франса Сан-Галли, выпускавшем как массовые, так и уникальные изделия. Чугунная чаша была покрыта множеством декоративных элементов с тончайшими в своей проработке деталями, отображающими растения с таким искусством, что на отлитом образе листочков яблони были видны самые мелкие прожилки. Рассекатели в вершине чаши разделяли водный поток на несколько частей, красота зрелища неизменно притягивала взгляды посетителей.
Почему же Карякинский сад нес наименование «сада», а не «парка»? Как отмечает старший научный сотрудник экспозиционного отдела Рыбинского музея-заповедника Светлана Кутуева, разница между понятиями есть, и она существенна.
— В моем понимании сад отличается от парка тем, что первый по площади меньше, но в нем представлено гораздо более широкое разнообразие растительности, а также за ним ведется тщательный уход. Собственно, бережное отношение к саду поддерживалось в годы его расцвета в прошлом веке и поддерживается сейчас, уже после реконструкции, — говорит Светлана Кутуева.
Карякинский сад поистине считался украшением и гордостью города. Это подтверждают дореволюционные фотографии, а также открытки «Приветъ изъ Рыбинска»— горожане любили это место.
Жизнь Карякинского сада: от громкого рассвета до затишья конца века
Уже после революции Карякинское училище было преобразовано в школу имени Плеханова. Ученики подстригали газоны, убирали территорию, подсаживали новые кустарники и цветы на уроках биологии.
В 30-е годы сторож ежедневно поутру отпирал ворота сада, а к вечеру запирал, пройдя перед этим по всем тропинкам и укромным местам с колокольчиком, оповещая посетителей о том, что пришло время уходить. В конце того же десятилетия саду было присвоено имя русского биолога и селекционера Ивана Владимировича Мичурина.
Уход за садом продолжался до самой Великой Отечественной войны. Страшная буря прокатилась по всей огромной стране, затронув каждый город, и не было ни одного уголка, которого не коснулось бы эхо войны. И бывший Карякинский сад тяжело пострадал в эти годы.
Городу нужны были бомбоубежища, и часть из них вырыли на территории сада, предварительно убрав многие посадки в центральной части. А здание бывшего училища было перепрофилировано под военный госпиталь, позже ставший противотуберкулезным диспансером — в этом качестве он служит до сих пор.
После того как война ушла, в городе стали сажать много тополей, поскольку эти деревья являются быстрорастущими и могли бы хорошо очистить воздух от пыли и газов. Поэтому сад имени Мичурина засадили тополями и кустарником.
В 50-е годы сад стали называть «Детским» или «Пионерским». Его обнесли оградой и построили арку центрального входа со стороны улицы Пушкина. Внутри разместили гипсовые статуи пионеров, играющих детей, сказочных героев, а также возвели карусели и различные аттракционы. Как вспоминает Светлана Кутуева, во времена ее детства ребятишки тянулись и к небольшому «колесу обозрения», расположенному на территории.
В целом в таком виде развлекательный и ориентированный на детей «пионерский сад» просуществовал чуть более десятка лет. В 1966 году сад признан памятником садово-паркового искусства, и как раз в это время постепенно стал приходить в запустение – город и его жители забывали о нем. Но общественность пыталась сохранить состояние сада на хорошем уровне.
— В 70-е годы во многом благодаря рыбинскому краеведу и преподавателю Лии Борисовны Ивановой раз за разом учащимися образовательных учреждений города организовывались субботники, активисты пытались поддержать благоустроенный вид сада. Кроме того, краеведы и общественники выдвигали планы о возможном восстановлении сада, выступали на собраниях, однако, особой поддержки не получили. Тем не менее, как минимум раз в год в саду проводилась уборка, — отмечает Светлана Кутуева.
В конце прошлого столетия сад перешел в некую стадию «регрессии», период, когда ему и его благоустройству уделялось несправедливо мало внимания. В 1993 году сад был включен властями региона в список вновь выявленных объектов культурного наследия и получил тогда наименование «Ансамбль Карякинского училища: парк».
Как отмечает Борис Ясюнас в своей работе «Старинные парки Ярославской области», на момент 1995 года уже в переименованном в парк саду сохранилось 55 деревьев возрастом более ста лет -оставшиеся старожилы еще со времен Карякина. Среди молодых насаждений — тополя и березы, вязы и рябины.
В 2005 году Карякинский парк получил статус особо охраняемой природной территории. На тот момент в нем уже не осталось ни каруселей, ни статуй, о былом величии напоминали только повидавшие виды каменный мостик и фонтан. Новый статус воспрещал проведение в парке любых работ, кроме уборки.
— В те годы даже если бы у дерева, грубо говоря, сломалась ветка, то уже следовало сообщать о случившемся в Ярославль, а после приглашать в парк комиссию из областных специалистов, чтоб коллегиальным решением было разрешено с этим что-то сделать, — объясняет Светлана Кутуева.
Уход за парком свелся к ежегодным субботникам. Это крайне сильно сказалось на его состоянии — громкий статус никак не помешал в те года различным группам людей, настроенным на вандализм и кутеж, периодически устраивать «налеты» на парк, оставляя после себя горы мусора на территории и пустых бутылок в чаше фонтана.
Как поступить с садом? Решено вместе
Регресс, запустение и повторяющиеся гулянки шумных компаний со слабыми попытками общественников им противостоять подошли к концу летом 2018 года. Эксперты, обследовавшие парк, пришли к заключению, что он потерял свое особое природоохранное значение. Это легло в основу постановления правительства Ярославской области, и Карякинский парк лишился «неприкосновенности». Вместо нее он получил надежду на восстановление, а кроме того — всенародную поддержку.
Без особого статуса парк снова перешел под муниципальное управление, а благодаря огромной поддержке проекта его реконструкции со стороны рыбинцев получил новую жизнь. 17 тысяч горожан проголосовали за парк в рамках губернаторского проекта по созданию комфортной среды «Решаем вместе!», и за крайне короткие сроки в парке, а вернее, во вновь обретенном городом саду были проведены масштабные работы.
Первым делом в порядок привели старый пруд, очистив его от грязи, укрепив берега и запустив туда рыбу. Специалисты санировали старые и аварийные деревья, проложили дорожки, установили стилизованные под старину светильники, лавочки, а также парковые топиарии.
В саду появились новые растения, среди которых специалисты отмечают красный дуб, татарский клен, каштан, маньчжурский орех, красные и розовые акации, амурский бархат и дарен белый. Рыбинцы активно помогали садовникам наполнять сад жизнью и приносили на посадку многолетние растения, такие как лилейники, хосты и астильбы.
Мост через пруд отреставрировали и подвели к изначальному, историческому виду в конце прошлого года. Сейчас активно идет восстановление старинного фонтана, который планируют запустить в ход летом, когда сад в очередной раз распахнет двери перед своими посетителями. Уже два года как Карякинский сад в теплое время года становится активной городской площадкой — здесь проходят музыкальные фестивали, поэтические вечера и другие мероприятия, нацеленные на спокойный, «медитативный» отдых посетителей.
Таким образом, в последние пару лет Карякинский сад сделал своеобразный скачок во времени, пробудившись ото сна и снова вернувшись к тому состоянию, когда рыбинец может гордиться местной «зеленой жемчужиной» — пусть пока что ждущей гостей в режимном порядке и исключительно летом, но все равно ценной как минимум для тех 17 тысяч людей, которые вполне вероятно ждали возвращения Карякинского сада многие годы.