20 апреля в администрации Рыбинска состоялся Градостроительный совет, в повестке которого стояли два вопроса. Оба касались новых арт-объектов города — финно-угорской «Ладьи» и памятника Остапу Бендеру в честь знаменитого кинофильма Леонида Гайдая. Группа экспертов обсудила детали планируемых проектов, касаемых, в частности, как места их расположения, так и художественно-эстетичных нюансов.
Ладья «переезжает» на Усть-Шексну
В планах организаторов проекта по установке арт-объекта, изображающего реплику артефакта из древнего поселения, место расположения предполагалось на Волжской набережной, недалеко от туристического причала. Таким образом конструкция служила бы своеобразными «воротами на Усть-Шексну», соединяясь с поселением на другом берегу в единую по смыслу композицию.
— За 30 лет рыбинский археолог Александр Рыкунов в составе экспедиций нашел массу интереснейших артефактов различного происхождения. Все они хранятся в музеях, иногда появляясь на выставках. Поэтому стилизованная «шумящая подвеска» призвана популяризовать часть рыбинской многовековой истории в широкой общественности, — поясняет инициатор проекта Алексей Алексашин.
Однако в социальных сетях нашлось немало противников предполагаемого места расположения конструкции. Далеко не все горожане хорошо восприняли памятный объект времен финно-угорских племен в историческом центре города по соседству с Никольской часовней. Согласно мнениям некоторых общественников, более древний по смыслам арт-объект вступает в диссонанс с остальным «купеческим» окружением центра Рыбинска. Кроме того, некоторых членов совета не устроил внешний вид конструкции.
— Те объекты, что уже сейчас стоят в центре города — скульптуры со своими художественными качествами. А что на данный момент представляет собой эта «Ладья»? Я не могу точно сказать, возможно, некий плакат, на мой взгляд, но не более того. С точки зрения стилистики объект месту не подходит, и над его художественными качествами тоже нужно еще поработать, — делится мнением архитектор Николай Лосев.
Идею доработать проект арт-объекта с условным названием «Ладья» члены совета восприняли достаточно единодушно. Решили, что следует подумать над художественным наполнением конструкции, в частности, о придаче ей некоего «объема», заняться более глубокой проработкой мультикультурных смыслов и посылов, а также благоустройством территории вокруг объекта.
По месту размещения большинство экспертов сошлись с тем, что логичнее было бы поставить арт-объект на другом берегу Волги, рядом с первородным источником артефакта, который лег в основу проекта.
«Великий комбинатор» приходит в Рыбинск
Вторым вопросом, рассмотренным на Градостроительном совете, стал памятник знаменитому Остапу Бендеру. В этом году кинофильму «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая исполняется 50 лет. Его появлению поспособствовал Рыбинск, принявший на себя роль Старгорода в популярной и ныне экранизации произведения Ильфа и Петрова. Вклад Рыбинска в советскую киноиндустрию хотят отметить давно, и сейчас на то появился реальный шанс.
Скульпторы московской «Арт-студии» представили членам Градостроительного совета два трехмерных эскиза возможного проекта скульптурной группы. На одном из них изображен некий обобщенный образ главного героя Остапа Бендера и его подельника Кисы Воробьянинова вместе со знаменитыми стульями.
Второй вариант проекта детально копирует начальную сцену из кинофильма Гайдая, снятую режиссером на подъеме с Волги на улицу Стоялую. На эскизе изображена встреча Остапа с дерзким уличным мальчишкой, в руке которого яблоко. В свою очередь комбинатор, детально схожий по внешнему виду с актером Арчилом Гомиашвили, держит те самые «ключи от квартиры, где деньги лежат».
— В стране мало кто знает, что фильм снимался именно в Рыбинске. И подобные факты, подобные скульптуры помогают развиться внутреннему туризму так, как это делает, например, «Чижик-Пыжик» в Санкт-Петербурге — это символ. Притом, такие детали скульптуры, как яблоко в руках мальчика или ключ у Остапа, которые можно «потереть на счастье», могут еще сильнее привлекать интерес зрителей к объекту, вплоть до того, что их попытаются украсть, — поясняет архитектор Александр Прохоров.
Проект второго варианта скульптуры, копирующей сцену из фильма на аутентичном месте настолько горячо поддержали на совете, что даже особо не рассматривали другой, более классический вид памятника героям кинофильма.
— Это место на Волжской набережной, в районе Стоялой — символьное. Это вход в город. Туристы проходят в Рыбинск именно здесь. И тут же стоят камерные скульптуры — бурлак, Ошанин, к которым в тему будет скульптурная группа. И именно вход в город и начало фильма настолько здорово совпадают, что все те люди, кто помнит Старгород, легко переименуют его в Рыбинск, — отмечает Николай Лосев.