4 мая свои двери после долгого перерыва открыл киноклуб «Современник». Первым гостем стала режиссер, художник-аниматор, теоретик и практик кино, кандидат искусствоведения и профессор кафедры кино- фото- видеоискусств СПбГИК Ирина Евтеева. Рыбинск стал третьим городом после Екатеринбурга и Ярославля, где режиссер представила свою удивительную картину «Мелодия струнного дерева». Уникальность ее, прежде всего, заключается в технике исполнения, ведь каждый кадр, который видит перед собой зритель, нарисован рукой талантливого мастера.
«Мелодия струнного дерева» — экранизация произведений Велимира Хлебникова — не только необычное прочтение работ известного авангардного поэта начала ХХ века, но и стремление показать многогранный образ самого творца. Своего рода авторская притча, состоящая из двух частей.
В основу первой легла история большой любви «Медлум и Лейли» с характерными восточными нотами. Вторая часть фильма показывает странствия Поэта и его Ка (в египетской мифологии — это тень души человека — прим. автора) во времени-пространстве и вне их. Герои фильма то попадают в окопы войны, то их затягивает черный квадрат Малевича, где с ними происходят удивительные кармические перевоплощения.
Помимо основного сюжета, который лежит в основе фильма, уникальна и техника создания самих картин. Режиссер Ирина Евтеева соединяет в покадровой съемке разнородные кино-, видео- и живописные изображения. Помощником в данном случае выступают руки, отказ от компьютерных программ — сознательный выбор режиссера.
— Для меня как для художника—аниматора принципиально важна работа с рисованным кинопространством, которое имеет реальное изображение и живописную интерпретацию, — говорит Ирина Евсеева.
Техника, в которой работает автор, была создана ею.
— Мне когда-то приснился сон, в котором я увидела сразу несколько изображений — натуральных и в масках. Они были особо светящиеся, и всю жизнь я пытаюсь это воплотить в жизнь, — рассказывает режиссер.
Сначала Ирина работает с актерами. Стоит отметить, что этот процесс крайне сложный для обеих сторон, автору надо объяснить то, что он планирует сделать в будущем, а актерам — понять задумку режиссера и сыграть без атрибутов и соответствующего реквизита.
— Актеру очень сложно понять в данной ситуации, что и как надо сделать. Ему надо представить, что в дальнейшем здесь, на пустом месте, что-то появится. Поэтому надо все время объяснять, что мы делаем, в какой фон он потом попадет. Я всегда делаю подробнуюраскадровку, чтобы оператор, художник и актеры понимали, что от них требуется. За один день надо снять тридцать планов. Это очень много, — говорит Ирина.
Фон, пейзажи, реквизит «рождаются» благодаря рукам талантливого мастера. Многие кадры, которые зрители могут видеть на экране, были сняты лично Ириной Евтеевой во время путешествий по Египту, Индии, Дальнему Востоку и другим уголкам мира.
— Где бы я ни была, везде снимаю натуру: водопады, горы, пейзажи. Пока все другие отдыхают, я ношусь в поисках кадров. Благодаря своей технике я могу вписывать в картину любое изображение, к тому же для меня не важно качество съемки. Камера у меня маленькая, поэтому всегда с собой, — отмечает режиссер.
Когда весь «материал» готов, Ирина приступает к самому интересному и сложному процессу — созданию самой картины.
— Если вы посмотрите на начало работы, то увидите только актеров и зеленый фон. Все, что вы видите уже сейчас на экране, сделано моими руками. После съемок я прорисовываю каждый кадр на стекле при помощи проекции, подсвечивая и убирая ненужное, — говорит Ирина Евтеева.
На съемки этих двух картин ушло всего восемь дней — три на одну часть, пять — на вторую. Всего же авторы работали над фильмом около пяти лет.
— Мне повезло, что я «пришла» к Хлебникову. Я понимаю, что его творчество сложное, своеобразное и понять его может отнюдь не каждый, поэтому этот фильм требует концентрации, подключения и работы ума зрителя, — говорит автор. — Хочу еще отметить один очень интересный факт. Я закончила писать сценарий 10 марта 2015 года. Отложив его в сторону, случайно обнаружила, что «Ка» Хлебникова было написано тоже 10 марта, но только сто лет назад. Вот такие бывают необъяснимые вещи.