Какие профессии в Рыбинске могут получить люди с ограниченными возможностями здоровья? С какими сложностями приходится им сталкиваться при поиске работы и трудоустройстве? А также к чему стремятся педагоги Центра инклюзивного профессионального образования РКГИ, рассказала его руководитель Ирина Никанова.
— Ирина Ивановна, как начинал свою работу Центр инклюзивного образования РКГИ?
— В мае 2017 года был издан приказ департамента образования о создании базовой профессиональной образовательной организации инклюзивного профессионального образования. В приказе было рекомендовано создать при колледже структурное подразделение — Центр инклюзивного образования. Приказом директора колледжа такой центр был создан. Перед приступившим к своим обязанностям руководителем была поставлена весьма непростая задача: найти из числа людей с инвалидностью желающих получить профессию в колледже. Задача была выполнена. А дальше были поиски союзников, осмысление задач, приобретение оборудования, курсовая подготовка преподавателей.
— Какие достижения появились у вашего направления за минувшие годы?
— В рейтинге базовых профессиональных образовательных организаций, а их сегодня в РФ 110, мы 32 по результатам мониторинга, который ежегодно проводил ФМЦ СПО, созданный на базе РУДН. Работает система дистанционного обучения студентов с инвалидностью. Оборудованы учебные кабинеты для занятий студентов. У нас три площадки регионального и национального чемпионата «Абилимпикс» по компетенциям «Обработка текста» (студенты), «Выпечка хлебобулочных изделий» (студенты), «Столярное дело» (школьники, студенты). Мы являемся организаторами региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятий, активно учим кадры для работы в инклюзивном образовании. 73,3 % наших сотрудников прошли курсовую подготовку. Учим не только свои кадры, но и кадры других ПОО региона.
— Какие основные проблемы при найме на работу людей с ОВЗ выделили бы вы?
— Недоверие к профессионализму человека с инвалидностью. Совсем недавно ЦЗН Рыбинска очень старался трудоустроить трех наших выпускников по профессии рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. В городе и районе для них нашлось только одно вакантное место. Работодатели даже при наличии вакансии отказывали в трудоустройстве.
Второе — нежелание создавать специально оборудованные рабочие места, тратить на них деньги, а иногда и незнание, как это сделать.
В-третьих, страх дискомфорта, который якобы может возникнуть у других сотрудников предприятия с появлением человека с инвалидностью.
Наши выпускники работают продавцами, на местных предприятиях, но процесс найма проходит сложно.
— Если вспомнить путь становления инклюзивного образования в колледже, с какими проблемами пришлось столкнуться педагогам и ученикам?
— Большинство педагогов морально были готовы к принятию людей с инвалидностью, так как в составе колледжа бывшее училище № 4, в котором обучали ребят с нарушением интеллекта. Именно поэтому на базе колледжа и была создана базовая профессиональная образовательная организация инклюзивного образования, обеспечивающая развитие инклюзивного профессионального образования в регионе. Так что опыт общения с людьми с инвалидностью у моих коллег был большой, но не хватало технической грамотности педагогам, новейшее оборудование требовало новых знаний.
Ученикам тоже пришлось приобретать новые навыки обучения, для некоторых совсем не школьные, например, учиться дистанционно.
— Расскажите об интересных, прогрессивных методиках, применяемых в РКИ.
— Есть ребята, которые в силу состояния своего здоровья теоретические знания получают дистанционно. И им, конечно, не хватает общения с ровесниками. Чтобы хоть как-то компенсировать это, мы апробировали в учебном процессе технологию Internet Video Conferencing для подключения удаленного обучающегося с инвалидностью к работе группы. Удаленно обучающийся студент подключается к традиционному аудиторному занятию в колледже с возможностью слышать и видеть то, что происходит на уроке, общаться с учителем, с одногрупниками, участвовать в обсуждении. Рабочий компьютер в аудитории передает изображение удаленного студента для преподавателя и его однокурсников.
Кроме того, ребята, занимающиеся удаленно, получают задания через систему Moodle (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) — это бесплатная онлайн-система управления обучением. Для работы в системе они получают ссылку на страницу, где расположены доступные курсы: например русский язык и назван учитель. Имея логин и пароль, они получают доступ к курсу и могут читать там лекции, выполнять задания учителя и получать оценку.
— Какие профессии чаще всего выбирают люди с ОВЗ?
— К сожалению, в колледже не так много профессий для людей с инвалидностью. Для лиц с нарушением интеллекта всего три: рабочий зеленого строительства, кухонный рабочий, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. Бюджетных мест здесь всегда по 12, но все они бывают заполнены. Абитуриент вправе выбрать любую профессию, но он должен помнить, что получить документ он может только при прохождении практики, а здесь уже встает вопрос о том, позволит ли ему это сделать его состояние здоровья. Мы предупреждаем об этом. Как правило, все адекватно оценивают ситуацию. Ребята с нарушением ОДА выбирают профессию «Агент рекламный», она дает им возможность работать удаленно. Учились и учатся у нас на продавцов, портных, пекарей, почтовых работников.
— В колледже есть интересные традиции — шоколад на Новый год, а может, и еще что-то?
— Шоколад на Новый год — это уже как ритуал, без которого не обходится встреча Нового года. Непременное поздравление с Днем защитника Отечества, 8 Марта и среди студентов и преподавателей. Но это материальные традиции, а хочется отметить традицию духа: стремление идти в ногу со временем, а именно участвовать в инновационных проектах разного уровня. И пополнять свой багаж знаний: наши мастера и преподаватели постоянно учатся: в колледже, в Москве и Санкт- Петербурге, в ближнем и дальнем зарубежье.
— Работают ли с РКГИ волонтеры?
— В колледже есть свой волонтерский отряд, который принимает активное участие в городских мероприятиях, тех, где требуется волонтерская помощь. Ежегодно мы в рамках чемпионата «Абилимпикс» обучаем в региональном центре чемпионата ребят, готовых быть волонтерами. Они работают на чемпионате, а затем на мероприятиях колледжа.
— Расскажите о планах. Есть к чему стремиться?
— Безусловно! К увеличению набора студентов с инвалидностью, внедрению фирменного стиля БПОО, который разработан и рекомендован к внедрению ФГБОУ ДПО «ГИНФО», успешному трудоустройству наших выпускников с инвалидностью, привлечению заинтересованных людей, формированию позитивного образа человека с инвалидностью и ОВЗ в обществе, формированию инклюзивного сообщества профессиональных образовательных организаций региона.