Лаки, Шуня, Томик, Дымок, Матроскин – все эти коты и кошки когда-то попали в надежные руки волонтеров. Сегодня они и еще десятки таких же животных с непростыми судьбами живут в «котодоме», созданном рыбинской группой помощи бездомным животным «Любимчик».
Почему беззащитные животные вдруг оказываются ненужными и как им могут помочь рыбинцы, мы узнали у волонтеров «котодома».
Деятельность «Любимчика» началась в 2012 году — сначала волонтеры искали передержки для бездомных собак и кошек. В 2015 сняли свое первое помещение, потом — другое, и только в этом году уже основательно обжились на новом месте. Сейчас «в штате» около десяти волонтеров.
— Изначально я взяла кота на передержку, — рассказывает свою историю волонтер Евгения. — Почечник, последняя стадия. Потом узнала, что требуются волонтеры на уборку, так и попала сюда.
Деятельность волонтеров кипит буквально день и ночь: они забирают животных из неподобающих условий — как с улицы, так и от неблагополучных хозяев, — возят в клиники на лечение, стерилизуют, обрабатывают от паразитов, закупают корма, лекарства, вакцины, ищут передержки, старых и новых хозяев. В «котодом» ходят по графику — кормить, убирать, а когда позволяет время, и просто уделять внимание четвероногим. По вечерам после работы волонтеры делают здесь ремонт.
Итак, зайдем.
В коридоре меня встречает одноглазый кот Степан. Он, как и все местные питомцы, рад каждому гостю.
— Все они хотят домой, — поясняют волонтеры.
Степан с улицы Баженова. Волонтеры узнали о нем благодаря неравнодушным местным жителям. У котика почечная недостаточность — последствия уличной жизни. Сегодня он ест только специальный лечебный корм.
— Мы даже таких тяжелых забираем, несмотря на то, что лечение обходится дорого. Все равно тянем, боремся до последнего. У него есть показания для эвтаназии (усыпления), но мы этого никогда не будем делать. Дорогостоящий корм, ну и что? Он все равно достоин жить, — говорит волонтер Наталья.
В «котодоме» несколько комнат. Одна — карантин. Здесь живут вновь прибывшие коты и кошки, пока не пройдут обработку от паразитов, вакцинацию и стерилизацию. Все эти процедуры обязательны. Сегодня здесь пребывают кошка Винки и кот Каспер — судя по всему, мать и сын. Их забрали из дома пожилой женщины, которая в силу возраста уже не могла обеспечить своим многочисленным питомцам должный уход, они недоедали и при этом постоянно плодились. Как результат — множество хилых, «запущенных» животных. Многим из них, например Винки, не давали покоя подкожные паразиты — они вызывали постоянный зуд. Но сейчас с Винки и Каспером все в порядке — они прошли лечение и находятся в надежных руках. Остальных животных из дома разобрали другие волонтерские группы.
В «котодоме» оборудована и специальная комната для проведения операций по стерилизации и кастрации. Здесь есть все необходимое: металлический стол, яркий свет, кварцевая лампа. Ветеринара вызывают прямо сюда — так и проще, и дешевле.
Следующая комната — стационар. Здесь находятся животные, которым еще необходимо лечение. Сейчас их двое: пока еще безымянный рыжий кот с дерматитом и вросшим ногтем (ему предстоит операция — прим. автора) и миниатюрная кошечка Ася. У последней очень трагичная судьба. Однажды поздним вечером жильцы дома увидели, как женщина бьет о дерево кошку. Похоже, таким чудовищным способом она пыталась избавиться от больного питомца. Горе-хозяйке удалось скрыться, а кошка осталась лежать на земле. У животного был поврежден головной мозг, долгое время она лечилась в Ярославле, где ей сделали дорогостоящую операцию. Но все старания волонтеров не прошли зря, сегодня Ася уже бегает, ласкается и готовится к переселению в общую комнату.
В «общей» около двадцати котов и кошечек. Вот, например, Кеша — пушистый и красивый кот. Его выбросили из машины возле магазина и уехали. Кеша царапается, и поэтому люди, как правило, его боятся. Но волонтеры уверены, что к этому «хвостику» просто нужно найти подход.
Лаки несколько лет назад сбила машина, когда он перебегал дорогу в поисках пропитания. Был сильнейший ушиб, в результате чего у него отказали задние лапы. Сейчас здоровье Лаки уже почти восстановилось, однако хвост и задние лапки до сих пор нечувствительны.
Скромная кошечка Шуня долгое время пряталась в дорожных ямах на улицах города, пока не попала в руки волонтеров. Забрать животное с улицы попросили местные жители. Забрали. Позже у Шуни обнаружили вырост в грудной клетке, подобраться к которому могут только в московских клиниках. Но так как кошка уже в возрасте, а вырост не мешает ей нормально жить, волонтеры решили отказаться от операции.
Томик, Дымок и Матроскин остались сиротами. Их хозяйка умерла, оставив родственникам в наследство квартиру и около 30 кошек. Как водится, квартиру взяли, а от животных отказались.
— Это уже стандартная ситуация, — вздыхают волонтеры.
Зоозащитникам тогда дали 2-3 дня на отлов животных, потом — улица и мороз. Тогда-то троих красавцев и взяли к себе «Любимчики».
На подоконнике в лучах солнца разлеглась Маруся. Она была совсем дикой кошкой, жила на улице и то и дело рожала для такой же уличной жизни котят. Два года Евгения пыталась поймать ее. Наконец, кошку выловили, стерилизовали и дали ей кров. Двое уже выросших котят Маруси, Швепс и Меган, тоже живут здесь.
Гошу нашли умирающим на детской площадке. Судя по всему, кота сбила машина. Его пролечили, и теперь это здоровый, но все еще немного осторожный с людьми кот. Шаляпин — так зовут еще одного большого и пушистого любимчика. Имя дано неспроста — во время пребывания в карантине Шаляпин очень громко мяукал.
— Иногда на имена уже не хватает фантазии, — смеются волонтеры. Да, имена у «любимчиков» порой необычные. В «котодоме» есть и Порш, и Швепс, и Черепаха. И даже если у животных уже есть имена, здесь им дают новые. Новое имя — новая жизнь, — поясняет волонтер Елена.
Игривые и тихие, ласковые и строптивые, активные и скромные — такие разные «хвостики», но всех их объединяет одно — желание обрести семью.
— Разбирают наплывами, — говорит Наталья. — Бывает и через день звонят люди, приходят знакомиться, то совсем затишье. Сейчас вот — затишье. А порой выкладывать объявления о поиске дома для питомцев волонтеры просто физически не успевают. Бывали и опыты неудачного пристроя. Поэтому теперь для будущих хозяев ввели обязательные анкеты — так безопаснее.
О проблемах можно говорить бесконечно — от поисков хозяев для животных до финансов. Вся деятельность «Любимчика», как и других волонтерских групп помощи бездомным животным Рыбинска, полностью осуществляется на пожертвования жителей города. Кроме того, волонтеры вкладываются сами. А как иначе? Корма, лекарства, наполнители — все это необходимо постоянно. Не хватает и рук: нужны автоволонтеры, помощники в «котодом» и даже люди, готовые помогать с размещением объявлений о пристрое на сайтах.
Все волонтеры — такие же люди. У них работа, семьи, свои животные. Ольга, например, у себя дома выхаживает брошенных котят и щенков. Естественно, эмоциональных ресурсов и времени уходит много. Но эти женщины не опускают руки. На вопрос, что их мотивирует двигаться дальше, отвечают просто.
— Когда пристраиваешь животных, а хозяева потом пишут, показывают фотографии, какие они там красивые, счастливые, довольные, это у нас называется «приветы из дома», — это колоссальная подпитка, ради чего и хочется продолжать все это делать.
Если вы хотите забрать домой питомца или каким-либо образом помочь волонтерам, можете обратиться по контактам, приведенным ниже. «Любимчики» будут бесконечно благодарны за любую помощь.
Группа ВКонтакте: vk.com/lubimchik76
Телефоны:
8-920-110-68-01 (Наталья)
8-920-110-65-86 (Евгения)
8-910-967-54-07 (Елена)
Мария Филиппова