Не все знают, но в Рыбинске, помимо драматического театра и театра кукол, есть еще один — частный. Создали его муж и жена, актеры Николай и Дарья Шишигины. А называется он просто — «Хороший театр». Об истории театра, переезде в исторический центр города и планах на грядущий сезон «Рыбинской неделе» рассказала актриса и педагог Дарья Шишигина.
Николай и Дарья познакомились в институте, когда учились на одном курсе в филиале ГИТИСа при Ульяновском госуниверситете. Она — из Норильска, он — из Ивановской области. После выпуска супруги работали в разных театрах, а одно время даже жили в Воркуте, но из-за зимы, которая длится там по девять месяцев, решили разослать резюме в другие города. Так Шишигины получили работу в Рыбинском драматическом театре.
— Мы проработали пять лет, но так и не нашли для себя идеальный театр. Поэтому решили, что проще построить свой, — рассказывает Дарья.
Артистов в драматическом театре было много, и в работе бывали перерывы, длящиеся месяцами. Зарплату платили стабильно, но актерам приходилось подолгу просто сидеть дома.
— Наш сын тогда сказал: «А что вы дома сидите? Почему вы не работаете?» — вспоминает актриса. — Ребенок берет пример с родителей. Получается, что можно сидеть, ничего не делать и получать за это деньги. Нет, это нужно было сразу искоренять. Он мужчина, у него будет своя семья, и он останется с такими мыслями?
Это был очень важный момент для Дарьи. Но решиться на рискованный шаг было непросто, ведь человек привыкает к стабильности, а в собственном театре заработок зависел бы только от них самих. Однако супруги взвесили все «за» и «против», и спусковым крючком для принятия решения стал момент, когда Дарья с другой актрисой сидели в гримерке драматического театра перед зеркалами — так, что могли видеть друг друга. У коллеги был огромный вырез на спине, у Дарьи — короткая юбка и декольте.
— И тут я понимаю, что буквально через пару лет мой старший сын придет с девушкой в театр и скажет: «Это моя мама». У меня побежал мороз по коже, — делится актриса. — Я поняла, что не хочу больше играть эти роли. Тем более я знаю, что могу и без короткой юбки донести до зрителя мысль.
Название для будущего театра родилось спонтанно, когда семья Шишигиных сидела за столом. Его предложила Дарья, а Николай поначалу вынес вердикт «слишком просто», но позже задумался. Ведь даже в разговоре это звучало очень органично. Например, «ты был в Хорошем театре?» Были еще варианты, но супруги остановились на этом.
— «Хороший театр» — это название больше для нас. Это черта, которую мы не переступим. Это значит, что мы не будем ставить ничего пошлого. И пошлость — это не короткие юбки. Например, очень много современных пьес, где в тексте сплошной мат. Такую пьесу мы точно не возьмем. И если нет какой-то глубокой мысли, если не цепляет — такие пьесы тоже сразу отметаются. То есть «Хороший театр» — это такая планка. А отличного театра не существует. Ведь все равно каждый зритель находит свой театр — по духу, по атмосфере. Почему в Москве больше ста театров? Потому что каждый несет свое, — объяснила Дарья.
Несмотря на достаточно жесткие критерии, предвзятости при выборе пьес у «Хорошего театра» нет. Ставят и классику, и современные произведения. Николай Шишигин даже пишет свои собственные. Например, спектакль «Нежность» — полностью его творение. От самого начала до конца это спектакль без слов.
— Это спектакль про семейные отношения. Иногда отзывы читаешь, и слезы наворачиваются на глазах. Очень он трогательный получился и вместе с тем смешной — там весь спектр эмоций. А то, что он без слов, значит, его можно смотреть абсолютно всем, — рассказывает Дарья. — Приходили и люди слабослышащие. Обычно актеры в театре говорят, а они не могут слышать, это их ранит. Но нам они сказали так: «Наконец-то есть спектакль, который мы можем смотреть и чувствовать себя при этом полноценными».
«Нежность» оказалась понятной и разным поколениям: дети, подростки, взрослые видят в нем что-то свое, особенное. Иногда приходят целые семьи и после просмотра бурно обсуждают увиденное, делясь совершенно разными впечатлениями.
Отбирая пьесы для постановок, Дарья и Николай очень много читают.
— Читаем, читаем, читаем, читаем, — говорит актриса. — Это откладываешь, это сразу отбрасываешь. Главный критерий таков: если откликается сразу весь организм и хочется бежать на сцену и учить текст, значит, эту пьесу точно нужно ставить. Если не откликается, то пусть лежит, пока не откликнется.
Поначалу «Хороший театр» был театром двух актеров, но позже труппа начала расти. На базе театра появилась театральная студия. Здесь обучаются актерскому искусству дети от пяти и взрослые до ста лет! Всего в студии три группы разного возраста. У самых маленьких преподает Дарья, у юношей и взрослых — Николай.
Младшая группа, кстати, стала лауреатом первой степени на одном из фестивалей с документальным фильмом под названием «Герои живы, пока мы их помним», снятым ко дню Великой Победы.
— Это была очень трудная работа для них. Потому что они даже не знали, что такое Великая Отечественная Война — совсем маленькие детки. И я приносила фотографии, рассказывала про детей во время войны. Они настолько впечатлились, что идеально выучили весь текст, — рассказывает Дарья.
В студии готовят и к поступлению в театральные ВУЗы. Воспитанники поступают в институты Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга. Во время вступительных испытаний преподаватели студии всегда «на телефоне» — чтобы поддержать, настроить на работу без лишних эмоций. Так, недавно один юноша из их студии с легкостью прошел в Ярославский государственный театральный институт, набрав среди поступающих самый высокий балл.
Вместе с тем Дарья признается, что у них нет цели сделать из всех артистов.
— А Николай Николаевич и вовсе напрямую отговаривает, потому что профессия очень жестокая. Нужно работать над собой изо всех сил, постоянно доказывать, что ты можешь играть то, что хочешь.
Играть то, что хочешь — наверное, это главное, к чему стремились Шишигины, создавая свой собственный театр. Сейчас у них в репертуаре одиннадцать спектаклей, их будут играть и в грядущем сезоне. Говоря о планах, Дарья также поделилась, что они хотят ездить на различные фестивали в разные города. Осенью, например, поедут на «Александровский сад» в Ульяновск.
В апреле этого года, кстати, и сам «Хороший театр» организовал фестиваль под названием «Золотая табуретка». Чтобы обменяться опытом, на него съехались театры из близлежащих областей.
Тогда еще «Хороший театр» находился на улице Плеханова. Однако в том здании все время протекала крыша, плохо грели батареи, и дети на репетициях постоянно мерзли. Актерам, вместо того, чтобы заниматься творчеством, постоянно приходилось что-то латать и приводить в порядок. Это послужило поводом найти для театра новый дом. Им стало помещение на улице Стоялой — на первый взгляд невзрачное, но внутри оказавшееся идеальным именно для театра. Тут и два выхода к сцене, и место для гримерок, буфета. Театр только начал переезд и ремонт, поэтому точной даты начала нового сезона здесь не называют. Но он должен начаться в октябре. С сентября же откроется театральная студия — прослушивания идут уже сейчас.
У Николая и Дарьи двое детей. Старший сын, несмотря на актерский талант, определил для себя театр как хобби, а вот младшая дочь мечтает о сцене. Времени на работу у родителей уходит очень много, но на семью оно всегда находится. По словам Дарьи, несмотря на все тяготы профессии, работа приносит настоящее удовлетворение.
— Главное — это чувство, когда я понимаю, что могу изменить ход мыслей у людей. Я своей работой могу изменить человеку жизнь. Вот он жил-жил, пришел в театр, и у него вообще все поменялось в голове.
Так, например, одна пожилая женщина рассказывала, как после просмотра спектакля «Я — человек» не смогла пройти мимо плачущего на улице одинокого мальчика, а раньше бы прошла.
— Мы стараемся подбирать вещи, которые несут доброе, вечное, живое. И если что-то переворачивается у людей внутри, то в лучшую сторону, — рассказала Дарья.
Мария Филиппова
Фото: Павел Смирнов