Издательство «Цитата Плюс» недавно выпустило действительно уникальную книгу. Это сборник стихов рыбинских поэтов за последние три десятилетия: 90-е годы двадцатого века, нулевые и десятые годы уже нового, двадцать первого века. Мы беседуем с автором составителем сборника «Как созвучны иволга и Волга!», поэтом, членом Союза российских писателей Леонидом Советниковым.
— Каким образом вообще пришла к вам эта идея? Это определённая веха, смена эпох, желание подвести некие итоги?
— Идея составить поэтический сборник всего лучшего, на мой субъективный взгляд, что появлялось в Рыбинске за последние примерно три десятка лет, возникла одним декабрьским днём 2015 года. Ну, как это зачастую бывает — пришла и ушла. Но действие было произведено. Это как шум ветра прошёлся по деревьям и затих, а что-то в мире изменилось. Вот с того времени я и стал собирать «здешние» строки, что звучали и отзывались во мне, т.е. не просто читал, перечитывал, а ещё и стал отбирать и сохранять. Крепло и понимание, что, во-первых, кому же ещё и подбирать этот коллективный «портрет» рыбинской лирики, состоящий из неслучайных штрихов, если не тому, кто все эти годы сам находился, что называется, внутри процесса?
Во-вторых, от конца восьмидесятых ХХ столетия до сегодняшних дней прошла эпоха, которая на всех уровнях — историческом, духовном, нравственном, литературном (раз уж мы говорим о поэзии) и даже ментальном — привела к изменениям и переосмыслениям очень многих вещей в жизни. Простейшая мысль на фоне этих глобальных перемен: нас, тех, кто творит и помнит, а значит, может сравнивать (потому что есть что с чем), скоро не будет, а книга, в которой сделана попытка свести вместе, собрать в некое целое, с которым удобно встретиться в будущем и сравнить с ним, останется надолго. Хочется в это верить. Всегда лучше, когда есть такая возможность — сравнивать. Лучше для понимания самих себя в том числе.
И в-третьих, постепенно пришло и понимание: кроме меня — кто? Впрочем, любой желающий может предъявить и осуществить свою версию подобного издания. И наверняка столкнётся с теми же трудностями, преодолевать которые пришлось мне.
— Сейчас в городской среде бытует интересное представление о том, что рыбинская поэзия началась совсем недавно, с появлением организованных группировок… И это — несмотря на достаточное количество публикаций в открытом доступе, выпущенных книг, того же Литературного словаря… Немного странно, мне кажется?… Немного несправедливо. Почему так случилось?
— Тем более, значение данной книги велико, потому что она не разрозненно, а достаточно поэтически целостно отображает и представляет на очень высоком художественном уровне период до этого самого «совсем недавно». Теперь уже не получится такое вот «бытование», потому что есть книга такого художественного звучания, до которого сегодня-завтра надо ещё постараться дорасти. А многие современники Александра Пушкина предпочитали стихи Василия Туманского или чуть позднее — Нестора Кукольника. Будущее всё равно расставило всё по своим местам, несмотря на периодическое «сбрасывание с кораблей современности» классиков русской поэзии. Так что не только жизнь, но и её поэтическая ипостась, — отличается определённой степенью несправедливости по отношению к тем или иным творцам и личностям.
— Какими принципами вы руководствовались при отборе? Сейчас я не буду говорить ничего о том, как я их понимаю, давайте с чистого листа. И приходилось ли как-то ломать себя, скажем, автор вам не близок, но объективно вы понимаете его ценность, либо же наоборот: возможно, это просто личный выбор, личные воспоминания?
— При всех более или менее известных критериях творчества в жанре поэтической лирики (под «менее» попадают, например, такие поэтические тропы и приёмы, как антиэмфаза или, из самых новомодных, — динамическая метафора), я вслед за поэтом и критиком Игорем Меламедом ставлю во главу угла понятие творческой благодати. Иными словами, достаточно ли благодатно то или иное стихотворение? И такой ценностный подход позволяет практически безошибочно определять, чем руководствовался автор при написании стихотворения: стремлением к идеалу, к совершенству или к самовыражению.
Мне практически не пришлось «ломать себя» при отборе в книгу. В ней авторы, у которых было отобрано примерно по 400 строк. Кроме того, составляя рукопись, я ознакомился с творчеством более 50 персоналий. Личные воспоминания или имя автора в литературном мире не оказали существенного влияния на конечный результат.
— Теперь о внешней стороне вопроса. Как на деле удалось реализовать идею издания сборника рыбинской поэзии?
— Хотел бы, увы, заочно поблагодарить своего друга Николая Михайловича Можухина, недавно оставившего этот мир, за его человеческую поддержку в составлении и издании этой книги. Материальная сторона вопроса пусть останется чудесной неожиданностью, которые иногда случаются и в здешнем мире.
Ждём всех читателей, писателей, рыбинскую молодёжь (потому что только на презентации есть возможность приобрести книгу «Как созвучны иволга и Волга! Поэзия. Рыбинск. ХХI век») 26 сентября в конференц-зале БИЦ «Радуга». Начало мероприятия в 12.00.
Ольга Коробкова