Домой Культура «Как созвучны иволга и Волга!»

«Как созвучны иволга и Волга!»

0

Издательство «Цитата Плюс» недавно выпустило действительно уникальную книгу. Это сборник стихов рыбинских поэтов за последние три десятилетия: 90-е годы двадцатого века, нулевые и десятые годы уже нового, двадцать первого века. Мы беседуем с автором составителем сборника «Как созвучны иволга и Волга!», поэтом, членом Союза российских писателей Леонидом Советниковым.

— Каким образом вообще пришла к вам эта идея? Это определённая веха, смена эпох, желание подвести некие итоги?

— Идея составить поэтический сборник всего лучшего, на мой субъективный взгляд, что появлялось в Рыбинске за последние примерно три десятка лет, возникла одним декабрьским днём 2015 года. Ну, как это зачастую бывает — пришла и ушла. Но действие было произведено. Это как шум ветра прошёлся по деревьям и затих, а что-то в мире изменилось. Вот с того времени я и стал собирать «здешние» строки, что звучали и отзывались во мне, т.е. не просто читал, перечитывал, а ещё и стал отбирать и сохранять. Крепло и понимание, что, во-первых, кому же ещё и подбирать этот коллективный «портрет» рыбинской лирики, состоящий из неслучайных штрихов, если не тому, кто все эти годы сам находился, что называется, внутри процесса?

Во-вторых, от конца восьмидесятых ХХ столетия до сегодняшних дней прошла эпоха, которая на всех уровнях — историческом, духовном, нравственном, литературном (раз уж мы говорим о поэзии) и даже ментальном — привела к изменениям и переосмыслениям очень многих вещей в жизни. Простейшая мысль на фоне этих глобальных перемен: нас, тех, кто творит и помнит, а значит, может сравнивать (потому что есть что с чем), скоро не будет, а книга, в которой сделана попытка свести вместе, собрать в некое целое, с которым удобно встретиться в будущем и сравнить с ним, останется надолго. Хочется в это верить. Всегда лучше, когда есть такая возможность — сравнивать. Лучше для понимания самих себя в том числе.

И в-третьих, постепенно пришло и понимание: кроме меня — кто? Впрочем, любой желающий может предъявить и осуществить свою версию подобного издания. И наверняка столкнётся с теми же трудностями, преодолевать которые пришлось мне.

— Сейчас в городской среде бытует интересное представление о том, что рыбинская поэзия началась совсем недавно, с появлением организованных группировок… И это — несмотря на достаточное количество публикаций в открытом доступе, выпущенных книг, того же Литературного словаря… Немного странно, мне кажется?… Немного несправедливо. Почему так случилось?

— Тем более, значение данной книги велико, потому что она не разрозненно, а достаточно поэтически целостно отображает и представляет на очень высоком художественном уровне период до этого самого «совсем недавно». Теперь уже не получится такое вот «бытование», потому что есть книга такого художественного звучания, до которого сегодня-завтра надо ещё постараться дорасти. А многие современники Александра Пушкина предпочитали стихи Василия Туманского или чуть позднее — Нестора Кукольника. Будущее всё равно расставило всё по своим местам, несмотря на периодическое «сбрасывание с кораблей современности» классиков русской поэзии. Так что не только жизнь, но и её поэтическая ипостась, — отличается определённой степенью несправедливости по отношению к тем или иным творцам и личностям.

— Какими принципами вы руководствовались при отборе? Сейчас я не буду говорить ничего о том, как я их понимаю, давайте с чистого листа. И приходилось ли как-то ломать себя, скажем, автор вам не близок, но объективно вы понимаете его ценность, либо же наоборот: возможно, это просто личный выбор, личные воспоминания?

— При всех более или менее известных критериях творчества в жанре поэтической лирики (под «менее» попадают, например, такие поэтические тропы и приёмы, как антиэмфаза или, из самых новомодных, — динамическая метафора), я вслед за поэтом и критиком Игорем Меламедом ставлю во главу угла понятие творческой благодати. Иными словами, достаточно ли благодатно то или иное стихотворение? И такой ценностный подход позволяет практически безошибочно определять, чем руководствовался автор при написании стихотворения: стремлением к идеалу, к совершенству или к самовыражению.

Мне практически не пришлось «ломать себя» при отборе в книгу. В ней авторы, у которых было отобрано примерно по 400 строк. Кроме того, составляя рукопись, я ознакомился с творчеством более 50 персоналий. Личные воспоминания или имя автора в литературном мире не оказали существенного влияния на конечный результат.

— Теперь о внешней стороне вопроса. Как на деле удалось реализовать идею издания сборника рыбинской поэзии?

— Хотел бы, увы, заочно поблагодарить своего друга Николая Михайловича Можухина, недавно оставившего этот мир, за его человеческую поддержку в составлении и издании этой книги. Материальная сторона вопроса пусть останется чудесной неожиданностью, которые иногда случаются и в здешнем мире.

Ждём всех читателей, писателей, рыбинскую молодёжь (потому что только на презентации есть возможность приобрести книгу «Как созвучны иволга и Волга! Поэзия. Рыбинск. ХХI век») 26 сентября в конференц-зале БИЦ «Радуга». Начало мероприятия в 12.00.

Ольга Коробкова

Предыдущая статьяСлово чемпиона
Следующая статьяЗаявку на догазификацию можно подать через единый портал

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.