Именно такое желание овладевает тобой, когда смотришь на работы рыбинской художницы Любови Помещиковой. Внутри каждой картины словно манит что-то магическое и провоцирует на разные эмоции: то ты начинаешь испытывать необъяснимую радость и свободу, то непривычное одиночество и беспричинную тоску. Казалось бы, протяни руку, и ты погрузишься в новый, незнакомый для тебя мир. Начинают неметь кончики пальцев, чувствуется, как пробегает по спине холодок, а из-под ног плавно уходит земля. Значит, ты понял, значит — перешагнул эту черту, оставив за спиной реальность.
Выставка уникальных, не побоюсь этого слова, работ Любови Помещиковой откроется в здании Мучного гостиного двора только завтра, 16 сентября. Я же решила не ждать официального открытия и договорилась на встречу на несколько дней раньше. С Любовью мы встретились во время процесса формирования экспозиции: картины стояли на полу, а художница, передвигаясь еще по пустому залу, планировала, какая из них где займет свое место.
Передо мной темноволосая женщина с удивительными глазами. В них сразу чувствую что-то теплое, притягательное и, главное, неземное. Начинаю с простого вопроса «Как вы пришли к творчеству» и заведомо понимаю, что сейчас будет рассказ об учебе в художественной школе, великих учителях, но…
— Научиться рисовать на тот момент была скорее острая необходимость. Даже не так, мне словно просто нужно было вспомнить, как это делать, — между делом Любовь начинает разговор. — Очевидно, это было у меня где-то внутри. Нужен был лишь толчок. Тогда в 2003 году я отправилась на трехмесячные курсы, а дальше все пошло само собой. Я много работала, писала картины днями и ночами.
Образы, которые сегодня так завораживают глаз, по словам Любови, к ней приходят из другого мира.
— Я не могу это объяснить, — признается женщина. — Каждая работа — это образ, который мне приходит как видение, и я уже стараюсь передать его на холст, постоянно погружаясь в это состояние. Когда я пишу картину, я в ней «живу». Можно сказать, что я выступаю неким проводником. Единственно, я постоянно усовершенствую технику практикой, чтобы он, образ, выражался более точно, так, как его увидела я.
Вневременной неосюрреализм — такой термин, по мнению Любови, больше всего подходит к ее картинам.
Еще одна особенность женщины — она никогда не работает только над одной картиной. По словам художницы, это связано с настроением.
— Мне нравится начинать сразу несколько работ, потому что каждое настроение соответствует своей картине.
Схожи между собой работы и по цветовой гамме. Практически в каждой из них можно встретить синий, сиреневый, бирюзовый и теплый солнечный цвет.
— Смотришь, вроде бы каждая картина живет сама по себе, но в то же время, когда смотришь на них вместе, создается впечатление, что это частички одного мира. Просто показаны разные его уголки, разные его состояния.
А вот кричащих оттенков и агрессивных образов здесь не встретить, да кажется, что им здесь и не место — не на выставке, не в душе художника.
— Какое бы состояние я ни переживала и какие бы ситуации в моей жизни ни происходили, я сажусь за холст и погружаюсь в состояние какого-то беспричинного счастья и покоя. Я прикасаюсь кисточкой к холсту и погружаюсь в этот поток, уходя от всего мирского. Честно, я, в принципе, стараюсь быть подальше от этой суеты, очевидно, так требует душа.
Для Любови, как и для любого художника да и просто творческого человека, важна оценка зрителя. Только стоит сразу отметить, что слова здесь уходят на второй план, важнее – эмоции.
— Я вижу, как реагируют люди на мои работы: кто-то плачет, кто-то благодарит, причем многие порой даже не понимают за что, и это очень важно для меня, потому что получается от сердца к сердцу. Любое действо, творение должно приносить абсолютную пользу, служить людям, — убеждена Любовь. — И, видя эти эмоции, я понимаю, что просто не имею права этого не делать. Сегодня мне хочется одного — чтобы мое творчество приносило миру пользу, потому что если оно зациклено лишь на себе, то пропадает весь смысл. Если мои картины сделают кого-то светлее, счастливее, то можно считать, что задача выполнена.
После нашего разговора по душам Любовь продолжила формировать экспозицию, а я еще долго бродила по залу, заглядывая в разные уголки этого таинственного мира и ощущая на себе разные его состояния.
Алена Языкова