Евгений Канаев фотографирует с 16 лет. Он участвовал в более чем 150 выставках, но персональных было не так много — около 20. И вот одна из них открылась в фотогалерее «Криста». Снимки, вошедшие в экспозицию, Евгений делал в разные годы в разных уголках России. Но все они пропитаны одной идеей — передать взгляд фотографа на эту жизнь.
«Непридуманные истории» — такое название у выставки. Снимки, представленные на ней, были выпущены в одноименной книге Евгения Канаева в 2006 году. Рыбинскую экспозиции разбавили и более свежие фотографии — одна из них была сделана летом этого года.
Любой творческий человек хочет показать миру свои работы. И Евгений не стал исключением.
— Персональная выставка — это очень волнительно. Здесь не спрячешься за спинами других коллег. Если «облажался», придется самому за все отвечать. Критику ты услышишь в лицо, никто не скажет: «О, ты собрал выставку, молодец», — поделился фотограф.
Автор не пытается передать статичную и красивую картинку словно из глянцевого журнала. Наоборот, в его работах можно увидеть и грязь, и лужи, и полуразрушенные, а то и вовсе разрушенные здания. Евгений Канаев показывает обычную жизнь людей в повседневной обстановке. Здесь можно увидеть женщину с коромыслом, бабушку с козой, поросенка на руках у хозяйки.
— В своей работе я стараюсь не просто остановить мгновение. Я считаю, что за фиксацией одной секунды жизни должна быть история. А какая — решать смотрящему, — рассказывает Евгений. — В этом и есть смысл, когда человек сам придумывает историю снимка.
У автора есть своя идеология — делать фотографию, в которой будет сразу все. Не делать 100 кадров за раз и из них собирать выставку. После каждой съемки у фотографа остается максимум пара фотографий.
— Можно заметить, что на выставке нет ни одного снимка, сделанного в один день или хотя бы на следующий. Все они из разных времен. На каждой съемке у меня есть несколько кадров. Но остается только лучший из них, который потом и публикуется, — замечает мастер.
За всю жизнь фотографа он сделал не одну сотню снимков. Выделить из них самый лучший для автора довольно сложно, но возможно. Это снимок «Вокруг колонки», сделанный в 1998 году в Казани. С высоты своего многолетнего опыта Евгений Канаев, не стесняясь, отмечает, что этот кадр «действительно крутой».
— Здесь очень много линий, которые поддерживают общую идею фотографии. Параллельность линий в ногах мальчиков, поворот дорожки, создающий определенную рамку снимка. Даже открытая форточка на здании в углу снимка держит кадр, без нее фото не будет «играть». Очень много факторов определяющих качество снимка. Тех же запечатленных на кадре зданий уже нет в помине, поэтому фотография несет в себе не только эстетическую ценность, но еще и историческую, — рассказывает автор.
Как и любой другой фотограф Евгений сталкивается с трудностями при съемке людей. Он отмечает, что очень сложно преодолеть так называемый момент «знакомства». Ты видишь людей, они видят тебя, ты хочешь их снять, а они, скорее всего, этого не хотят. И установить этот контакт крайне тяжело.
Но здесь мастеру помогают животные. Они не просто разряжают обстановку, но и отлично дополняют кадр, становятся своеобразными проводниками в историю, которую хочет рассказать фотограф.
Больше всего Евгений Канаев гордится тем, что у него нет ни одного постановочного кадра. На снимках запечатлено все так, как оно есть в жизни. Автор ничего не трогал и не менял в обстановке, он лишь двигался сам.
— Никогда не говорил людям, как лучше встать для кадра. Вот взять мальчика с веслами. Он сам увидел на лодке своего отца и полез к нему. А я лишь вовремя сделал снимок, — поделился фотограф.
И это умение в нужном месте и в нужную секунду запечатлеть кадр отличает одного фотографа от другого.
— Один видит, что это ценный кадр и не упускает его. А кто-то видит другое, и снимает что-то свое. Большая разница состоит в том, чтобы успеть снять кадр и видеть, что ты снимаешь. В этом плане сразу видно, кто профессионал, а кто просто «сфоткал». Нужно видеть глубже и понимать, как будет выглядеть кадр на плоскости, потому что человеческий глаз воспринимает все не так, как камера, — рассказывает Евгений.
Он считает, что хороший фотограф должен видеть ветер, как поют птицы, и закладывать все это в свой снимок.
— Зритель должен ощущать все, что происходит не только в самом кадре, но и за его пределами. И если это получается, то фотограф действительно проделал хорошую работу. Так стараюсь делать я. Я вижу то, что меня окружает, и передаю это в снимках, ничего не добавляя и не меняя. Поэтому твердо могу сказать, что эти кадры — мой настоящий взгляд на жизнь.
Выставка будет работать в фотогалерее «Криста» в течение месяца. Вход свободный.