Рыбинск — город с богатой историей. Множество старинных домов, построек, достопримечательностей. Чтобы наш «дом» продолжал жить, за ним нужно ухаживать. Немало усилий для этого прикладывают в Рыбинске общественные деятели. Накануне глава города Денис Добряков встретился с ними, чтобы понять, каким образом можно спасти дом Сигсонов и больницу водников.
Новая жизнь Казанского района
Долгое время это место действительно оставалось забытым. Ничего нового здесь построить не могли из-за особенностей территории — она постоянно находилась под угрозой затопления. Оставалось только сносить бараки и приглядывать, чтобы лица, ведущие асоциальный образ жизни, не подожгли заброшенные дома.
Вновь обретать краски и жизнь район стал после начала работ по берегоукреплению. Долгие споры и встречи членов Рыбинского отделения ВООПИиК с городской администрацией привели к разрешению опасной ситуации. После того, как берег был укреплен, здесь можно начинать строить что-то новое, не боясь, что все остальное уйдет под воду.
И пока сам район обретает новую жизнь, все печальнее становится дом семьи Сигсонов, расположенный около Соборной площади, а именно на улице Большая Казанская.
Когда-то этот дом принадлежал сыну известного фотографа, первым запечатлевшим на камеру снежинку, Андрея Сигсона — Евгению. В этом здании когда-то располагалась и фотостудия. Объект называют одним из ярких образцов деревянной городской застройки. Но время неумолимо. Дом семьи Сигсонов рушился на глазах.
Пока сюда не пришли общественные деятели, которых возглавила председатель местного КТОСа Инга Сидорова. Она не просто собрала единомышленников, которые начали приводить здание и двор в порядок. Она стала прорабатывать варианты спасения и ремонты дома.
Многочисленные субботники, акции и концерты привлекли внимание к дому Сигсонов.
— Уже сейчас у нас есть желающие арендовать площади на необременительных условиях. Чуть ли не ключи с руками вырывают, — рассказывает Инга Сидорова.
Но не все так красочно, как могло бы показаться. Общественники помогают, наводят красоту, но этого мало. Здание представляет опасность из-за проблем с крышей. Если не починить кровлю, то все остальные старания бессмысленны.
По словам заместителя главы по городскому хозяйству Алексея Рябченкова, до конца месяца пройдет исследование дома, чтобы понять, в какую сумму обойдется ремонт фундамента, фасада и кровли. Кроме того, в здании нет ни отопления, ни воды, ни электричества. Кто этим должен заниматься — неизвестно. У города нет лишних средств, чтобы полностью обеспечить ремонт дома. Но посильную помощь администрация оказать может.
— Общественники должны создать АНО или НКО. Вам нужно проработать правовую форму, чтобы вы могли официально сотрудничать с администрацией или бизнесом.
Но при этом вы должны разработать программу использования помещений, чтобы потом не оказалось, что у вас нет прав что-то здесь делать, — отметил глава Рыбинска.
И если с будущим дома семьи Сигсонов еще все более-менее понятно, то с больницей водников в Заволжье ситуация неясна.
Желание есть, денег нет
Поводом для встречи стал скандал, разразившийся на прошлой неделе. Общественные деятели, которые занимаются наведением порядка в ансамбле, столкнулись с делегацией инвесторов, пришедших сюда вместе с представителями городской администрации.
Активисты решили, что комплекс зданий планируют продавать, причем под снос. Однако в администрации отметили, что этот визит был лишь частью экскурсии по городу.
Денис Добряков решил встретиться с общественниками, чтобы понять, что они хотят от бурлацкой больницы, и что можно сделать на самом деле.
Изначально дела с этим объектом обстояли очень плохо: ансамбль стоял на балансе у государства, поэтому у администрации Рыбинска были связаны руки. В результате объект не охранялся, за ним никто не следил. Здесь поселились бездомные люди, которые лишь ухудшали и без того плачевное состояние зданий. Но сюда пришли общественники, которые смогли хоть как-то преобразить территорию и привлечь внимание к ней. А в прошлом году комплекс удалось вернуть на баланс города.
Сейчас больницу водников нужно как-то преобразовать для дальнейшего использования. Предложений от активистов очень много. Они хотят организовать здесь и часовню, и музей, и творческий кластер, и некий автопарк.
— Нужно искать источники существования таких объектов. Просто так на творческом энтузиазме крыша лучше не стала. Вы постелили кровлю, это заслуживает внимания. Но надо понимать, что это все ненадолго. Это не капитальный ремонт, — отметил глава. — Нужно сделать что-то, что привлечет внимание горожан, заставит их сюда приходить. То, что вам нравится, это одно дело. Это должно нравиться и жителям.
При этом глава Рыбинска прямо говорит, что у города нет финансовой возможности полностью привести в порядок комплекс больницы водников в таком виде, в каком это хотят сделать общественники.
— Вот вы хотите часовню, а за чей счет ее делать? У епархии денег нет, они и так восстанавливают много своих объектов. Строить за счет пожертвований горожан? Тогда вы должны сами стать центром сбора этих пожертвований, — сказал Добряков.
Администрация может помочь юридической стороне, но не физическим лицам в восстановлении объекта.
— У нас должна быть сторона, с которой мы можем заключить договор о безвозмездном пользовании с планом восстановления. И тогда мы помогаем вам всем миром. Для этого нужно создать официальную общественную организацию, — отмечает Добряков.
Общественники готовы заняться бумагами, но для этого им нужна гарантия того, что администрация хотя бы подведет электричество в комплекс.
— Я очень люблю историю, очень люблю инициативу. Но не люблю болтовни. Если мы собрались на субботник, это не должно быть провокацией, чтобы повесить все на шею администрации. Муниципалитет обязательно будет участвовать. Но раз появилась идея в общественном пространстве, то не уходите оттуда.
— Мы боимся, что останемся с проблемой наедине. Мы понимаем, что город не может бросить сюда все силы, — говорят общественниками.
Сейчас активистам помимо создания официальной организации нужно составить «дорожную карту» — программу по восстановлению объекта. Это электричество, ремонт фасадов и крыш. На этом основании и администрация сможет выстроить план своей работы, и сами общественники будут понимать зоны ответственности.
Периодически представители администрации, глава и общественники будут втречаться для того, чтобы обсудить уже что-то созданное, а также план дальнейших работ. Одна из таких всреч должна пройти уже в первой половине ноября.
Валентина Гундерина