К сожалению, свой рассказ эти люди не начинают с такой фразы. Как правило, они представляются сотрудниками банка и сообщают страшные новости: с вашего счета преступники пытаются снять средства. Позвонили мошенники и нашему подкованному корреспонденту, написавшему не один десяток новостей по этой теме.
Мошенники звонили мне не один раз, но чаще всего я сбрасываю звонок, услышав первую фразу: «С Вашего счета зафиксировано снятие средств. Если это были Вы, нажмите «1». Но в этот раз, немного замешкавшись, я не успела отключиться.
— Валентина Николаевна, здравствуйте. Вас беспокоит младший специалист службы безопасности банка Мария, — приветливым голосом сообщила девушка на том конце провода.
«Интересно. Игра началась», — подумала я.
— Наша система только что зафиксировала попытку снятия с Вашего счета 10 тысяч рублей, а также попытку оформления кредита, — произнесла «сотрудница» банка. — Не теряли ли Вы банковскую карту в последнее время?
«Хмм, какие средства они снимают, если я уже почти год пользуюсь услугами другого банка», — думаю я, в то же время подыгрывая голосу из динамика и сообщая, что карта при мне, а сама я ничего не снимала и кредит не оформляла.
Девушка сверяется с областью моего проживания и говорит, что некая Кристина Олеговна пытается снять деньги в Самаре (или Саратове, слышимость у них там так себе, если честно).
Собеседница интересуется, когда я последний раз пользовалась картой и сколько денег там оставалось. Отвечаю ей: «Буквально вчера зарплату перевели, там около 30 тысяч». Слышу легкую улыбку в голосе.
Дама старательно собирает информацию: не мог ли кто взять карту без моего спроса, попасть в мобильное приложение банка, не теряла ли я паспорт, когда я последний раз была в отделении самого банка, если ли у меня другие счета и вклады, поступали ли на телефон или в соцсети сообщения со странными ссылками. При этом сообщает, что все данные обязательно будут переданы в полицию для поимки преступника.
Собрав нужную ей информацию (не зная, что все сказанное мною было ложью) девушка сообщает, что переводит меня на старшего специалиста службы безопасности (видимо у нее нет полномочий собирать данные банковской карты).
Буквально полминуты я слушаю веселую музыку, и тут к разговору подключается Всеволод. Еще раз проверяет всю информацию, собранную Марией.
— Вам могут позвонить сейчас из полиции, обязательно сообщите мне последние четыре цифры номера, чтобы я точно убедился в том, что это из органов по Вашему делу, потому что это могут быть мошенники, — Всеволод играет свою роль очень убедительно.
Мне вспоминается смешное видео из интернета: «Я спросил мошенники они или нет, они сказали нет».
Всеволоду интересно, были ли сбои в работе приложения. Может быть, оно грузилось очень долго или внезапно оказался неправильным пароль. «Все было нормально, вот буквально вчера сама деньги переводила».
Молодой человек сообщает, что банк в этой ситуации совершенно бесплатно (какая невиданная щедрость) готов предоставить мне супер-пупер-мега-защищенную ячейку, из которой никто и никогда не сможет украсть мои средства (чуть ли не честное пионерское дает). При этом несколько раз уточняет, все ли я поняла.
— Сейчас я зафиксирую все данные и оформлю Вам защищенный счет, — отвечает старший специалист. — Давайте сейчас Вы зайдете в мобильное приложение и назовете мне номер карты, счета и точный остаток средств.
«Ой, а что так быстро-то?». Делаю вид, что захожу в приложение и сообщаю о странном уведомлении.
— Тут написано: неужели вам так интересно этим заниматься?
— Что, простите, я Вас не расслышал?
— Неужели вам так интересно этим заниматься?
— Простите, Валентина Николаевна, не совсем Вас понимаю…
— Ребята, ну в самом деле. Какие деньги, какой защищенный счет? Я вас умоляю, уж 22-й год на дворе, а вы все туда же!
Голос Всеволода сразу же меняется с официального на веселый с тонкой ноткой разочарования.
— Неужели ты сдалась? — спрашивает он (эй, а где обращение на «Вы»). — А что так быстро-то?
— Слушай, мне правда очень интересно. Но честно говорю, мне некогда, работать надо. А так я бы поболтала еще, да. А можно вопрос? Вы на процентах сидите.
К сожалению, ответа на этот вопрос я не услышала. Всеволод (или Петр, или Олег, или Никита, кто ж его знает) отключился. Спасибо, что не обматерили.
Я знала, что мне звонят мошенники, знала как себя вести в такой ситуации и понимала, что с этой ситуации можно лишь посмеяться, раз уж разговор начался. Весь разговор занял не более 15 минут. Обсудили со знакомой ситуацию. Она сказала очень важную вещь, до которой я бы не додумалась сама: зато за это время они не обманули кого-то очень доверчивого, возможно, ты спасла чьи-то деньги.
Одно из последних подобных происшествий в полицейских сводках промелькнуло во вторник, 1 февраля. Жительница Рыбинска взяла кредит на один миллион рублей и перевела его мошенникам. Ситуация была схожей. Голос в телефоне сообщил, что неизвестные пытаются взять на нее кредит, поэтому она должна опередить их, а деньги спрятать в такой же якобы безопасной ячейке.
Будьте внимательны и всегда помните о том, что настоящие сотрудники банка никогда не предложат вам провести все эти операции. Запомните это сами и расскажите пожилым родственникам, которые, согласно статистике, наиболее подвержены атакам мошенников.
Валентина Гундерина