Правда, в миниатюре. Некоторые модели из большой коллекции Александра Данилова вошли в выставку, которая на днях открылась в музее-заповеднике. Все 40 моделей объединила одна тема — общественный транспорт Рыбинска.
Как правило, истории коллекционеров начинаются с первой купленной или подаренной модели машины. Но на этот раз она начинается так:
— В 1966 году на день рождения родители подарили мне фотоаппарат, — начинает рассказ о себе основатель выставки Александр Данилов. — С этих пор я всерьез увлекся фотографией, а моими моделями стали городские автобусы. Впоследствии это переросло в увлечение изучения истории автотранспорта. И вот уже 55 лет я «болен» этой темой.
Выставка расположилась в здании Мучного гостиного двора. В экспозицию вошла 41 модель — автобусы, троллейбусы, такси. Сопровождают технику и кадры, сделанные в разные годы на дорогах Рыбинска. Их предоставили из архива музея.
— Мое творчество заключается в сборе информации и правильном подборе автомобилей и автобусов к той теме, которую освещаю. Здесь модели расставлены таким образом, чтобы можно было отследить историю общественного транспорта, начиная с 1934 года по сегодняшний день, — рассказывает Александр Данилов. — Именно в 1934 году была первая попытка внедрить общественный транспорт в наш город, но она не увенчалась успехом. Свои коррективы внесла война. Начатое движение было закончено, а все силы брошены на фронт. И только в послевоенное время, в 1946 году, к нам в город приехали первые четыре автобуса «ЗИС-8». Они положили начало пассажирскому автобусному движению в Рыбинске.
Сегодня коллекционер сотрудничает с главным Автомобильным институтом, а его коллекция насчитывает более 30 000 фотографий.
Модели же транспорта Александр Данилов стал собирать лишь 13 лет назад. Сегодня в его автопарке более 350 штук. Было бы больше, но, по словам Александра, на все «хочу» пенсии не хватает. Особое внимание коллекционер уделяет и качеству.
— Качество и точность исполнения — основные критерии, по которым я оцениваю, подходит данная модель для моей коллекции или нет. Это важно.
На выставке можно увидеть поистине уникальные экземпляры городского транспорта. Среди них «ИКАРУС-620», «ЗИЛ-158», «ЗИС-154», «ПАЗ-651», «ЛиАЗ −5256», «ПАЗ-3205», «ПАЗ-651».
За 55 лет изучения истории транспорта Александр накопил большой багаж знаний, поэтому в качестве экскурсовода ему точно нет равных. Автор выставки не только показывает, но и удивляет интересными фактами. К примеру, одной из ценных моделей на выставке является «ЗИС-8» 1933-1936 гг. выпуска. Он производился на Московском заводе имени Сталина.
Четыре автобуса «ГАЗ-АА», которые пришли в Рыбинск, принадлежали авиационному заводу и были предназначены для рабочих.
Среди моделей есть и легенды — один их самых востребованных советских автобусов «ЛиАЗ 677 М», который до сих пор остался в памяти многих рыбинцев.
— Помните, он был очень теплым? — спрашивает Александр Данилов. — Трубы шли по салону и обогревали его от двигателя. Интересен он еще и тем, что это первый в Рыбинске автобус, который имел автоматическую коробку переключения передач. Водители сразу оценили это новшество.
Такой автобус даже делали в нашем городе на базе завода «Русская механика». Здесь были собраны три автобуса, которые в дальнейшем ездили по городу и имели таблички «Сделано в Рыбинске». Но, к сожалению, дальше производство не пошло.
Отдельный стеллаж на выставке посвящен машинам — это общественные маршрутки и такси. Здесь красуются Победа, Волга, Москвич и даже Ока.
На этой выставке Александр Данилов останавливаться не намерен. В планах показать рыбинцам автомобили «От Николая II до Путина», организовать в преддверии 9 Мая выставку «Автомобили в погонах» и познакомить с историей машин разных городских спецслужб.