Не успели рыбинские предприниматели выдохнуть после «коронного» кризиса, как снова оказались в тисках. Эхо политических событий на Украине быстро докатилось до небольшого приволжского города. Что ж, опыт по внедрению шоковой терапии у нас уже есть, да и оптимизма хватает.
Наталия Лемясова, директор рекламного агентства
— Рикошеты санкций наша фирма уже ощутила — цены в счетах от поставщиков увеличились на 30-50%, а кто-то приостановил отгрузку из-за курса валют. Мировые бренды уходят из России, а с ними и рекламные бюджеты. Как бы то ни было, мы пытаемся адаптироваться. Оптимизируем расходы, пытаемся усилить продающее звено. Сейчас то время, когда можно себе позволить «работать ради работы», не нацеливаясь на прибыль, чтобы сохранить бизнес и команду, — считает Наталия.
И опыт выживания в жестких условиях у компании уже есть: позади два года пандемии, которые заставили собраться с силами и выявить скрытые ресурсы.
— Это был шок! Это было время, когда приходилось занимать деньги на зарплату сотрудников, — вспоминает Наталия те жуткие месяцы. — Февраль 2020 года разделил жизнь многих предпринимателей на «до» и «после». Честно признаюсь, в моей карьере таких непредсказуемых времен до этого не было.
Не всем компаниям удалось пережить эти смутные годы. Фирма, которой руководит Наталия, выстояла, но без потерь не обошлось.
— Сократили все расходы, какие могли, закрыли несколько направлений, к сожалению, расстались с несколькими сотрудниками. Там, где это возможно, мы отказались от окладов и перешли на сделку, продуктивность, мотивация сотрудников точно улучшились, кто-то даже больше стал зарабатывать, — уверена Наталия. — Мы сумели удержаться на плаву и даже из 2020-го года выйти без долгов и «подрасти» в 2021-м.
Новостные ленты пестрят заголовками о блокировке Facebook (запрещенная на территории РФ организация) и Instagram (запрещенная на территории РФ организация). Но Наталья считает, что это не повод паниковать.
— Не думаю, что блокировка будет навсегда или надолго. Но развивать нужно разные инструменты продвижения. В среднем, люди пользуются 2-3 соцсетями. И нужно понимать: с ограничениями на одних интернет площадках будет ажиотаж на других, что сделает цену очень высокой. Поэтому стоит обратить внимание на оффлайн-рекламу: она не выросла в цене и вокруг нее нет «информационного шума». Сейчас онлайн забит повесткой, от которой у людей появляются стресс и негатив, и через которую сложно пробиться с акциями и предложениями. И ваш оффер в ленте соцсетей соседствует со сводками Минобороны.
Наталия считает, что события последних лет заставили нас всех повзрослеть.
— Кризис послужил катализатором для многих перемен, которые долгое время откладывались. Пришлось работать над собой, чтобы не поддаваться панике, поддерживать в коллективе, да и в себе самой уверенность в том, что все будет хорошо. Я научилась рационально мыслить и быстро считать для принятия разных, в том числе и непопулярных решений. Все это позволило нам не уйти в кассовый разрыв, сохранить бизнес и, главное, сотрудников. И сейчас перед нами стоит та же задача — достойно пройти очередной кризис, как мы это сделали в 2020-21-м годах. Несмотря на затяжной период турбулентности, который нас ждет, верю, что мы его пройдем достойно, но мир уже никогда не будет прежним. Главное — извлечь для себя и бизнеса правильные уроки и стать сильнее.
Илья Костардин, предприниматель
12 лет Илья оказывает рыбинцам услуги по организации детского досуга. Четвертый год развивает сеть гиробаров. Два года пандемии не помешали ему продолжить развитие и сохранить опытных сотрудников. Но удары нового кризиса его бизнес ощутил уже в первые недели весны.
— В развлекательной сфере произошло резкое снижение клиентопотока, — рассказал Илья нашему изданию. — Если сравнить праздничные выходные 23 февраля и 8 марта — это день и ночь. Что касается общепита, то закупочные цены растут у кого-то из поставщиков чуть не каждый день, и не на 5-8%, а на все 40%. Часть поставщиков ушла с рынка, и экстренно приходится искать замену.
Цены на оборудование тоже растут как на дрожжах, признается Илья.
— Простой пример: стоимость комплекта оборудования, который я собирался купить за 90 тысяч рублей, выросла до 123 тысяч рублей. Я еще не успел его оплатить — а за мартовские праздники цена поднялась до 182 000! И это не импортное оборудование, его производит российская компания. На рынке трудно что-либо купить: поставщики приостанавливают отгрузку. Приходится идти на внеплановые траты.
Илья считает, что выживает его бизнес за счет слаженной команды.
— После первой волны пандемии, когда уже более-менее все утряслось, я поехал в Москву на семинар по антикризисным мерам, — вспоминает Илья. — Рассказывали нам, как сокращать издержки, а я сидел и думал: да у нас этого никогда и не было! Ничего лишнего мы не покупаем. Совмещение обязанностей у нас давно практикуется, штат не раздут, сотрудники трудолюбивые. Работают у нас все довольно давно, мы к коллективу относимся с заботой, и они отвечают тем же. Держимся друг за друга, за счет этого и выживаем.
Очень помогли и программы льготного кредитования МСП.
— Мы участвовали в программе «ФОТ 2.0», это была реальная поддержка. Но сейчас брать кредит на выплату зарплаты я бы не стал. Ведь неизвестно, будет ли возможность этот кредит вернуть. Очень действенной поддержкой стал бы контроль над закупочными ценами. Хотелось бы максимального снижения налоговой нагрузки, поддержали бы МСП и беспроцентные целевые кредиты. Мне кажется, что сейчас роль малого бизнеса возрастет, появится много ниш в связи с уходами зарубежных компаний. И мы рассчитываем занять освобождающийся рынок.
Илья понимает, что покупательская способность и дальше будет снижаться.
— Мы постоянно закупаем продукты, зависим от цен. Наша сеть находится в сегменте доступного питания. Но с ростом закупочных цен может оказаться, что наша еда станет не такой уж доступной. Если поставщики поднимают цены на 40%, мы не можем позволить себе поднять их больше чем на 5-8%, то есть на 10 рублей, а для покупателей и это ощутимо. И рентабельность падает.
Индексация зарплаты — это не просто обязанность работодателя, Илья считает, что все мы в одной лодке.
— Все дорожает, и как работодатель я понимаю, что поднять зарплату соразмерно не с чего. И это пугает. Эти деньги ведь вращаются в нашем городе, в наших ТЦ. Люди будут меньше тратить на развлечения, меньше товаров покупать — и так по цепочке.
Илья считает, что у него как раз не все так плохо.
— Знаю предпринимателей, которые вообще не могут продолжать деятельность: нет расходников, комплектующих, кто-то цену не может сформировать — она зависит от поставщиков. А если при этом надо платить зарплату 20-30 сотрудникам? Хочется, чтобы как можно быстрее политики обо всем договорились, и начались позитивные перемены.