Рисовать на воде? Еще несколько лет назад для нас это казалось невозможным. Сегодня же в нашу жизнь приходят все новые возможности арт-терапии. Среди них эбру. В детском саду №114 включили эту необычную технику рисования в образовательную программу. Как с помощью нее раскрывается потенциал ребенка, и какие умения и навыки она развивает, мы узнали у педагога-дефектолога Марии Куракиной.
Эбру — удивительное искусство, и в первую очередь тем, что вместо привычной бумаги используется жидкость. Во-вторых, созданный на воде рисунок с легкостью можно перенести на бумагу или другую твердую основу: дерево, ткань, керамику, кожу. В-третьих, каждый узор эбру уникален, словно отпечаток пальца.
Специалисты говорят, что такое «рисование душой» позволяет за короткий срок нырнуть в поток бессознательного, обойдя все свои психологические барьеры. Погружение «в себя» происходит естественным образом, поэтому оно является абсолютно безопасным и даже полезным. Кстати, техника эбру зародилась еще в VIII-IX веках на Востоке. Сегодня же в России этот вид художественного искусства привлекает к себе все больше внимания.
Познакомить дошколят с новой техникой решили и в детском саду № 114. Здесь, помимо основных групп, есть пять групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно для таких ребят это один из эффективных методов гармонизации личности.
— Занятия по технике эбру очень позитивно были приняты и нашими детьми, и родителями, — говорит заведующая детским садом № 114 Юлия Карасева. — Благодаря ей наши воспитанники не только знакомятся с новым видом искусства, но и осваивают новые навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни. Помимо этого, наш специалист Мария Павловна проводит совместные мастер-классы для детей и родителей. Это позволяет сплотить семьи, посмотреть родителю на своего ребенка с другой стороны, да и просто провести время вместе, которого, как мы знаем, всегда не хватает.
К слову, это единственное образовательное учреждение в городе, где с детьми занимаются на постоянной основе, и есть специалист по технике эбру с «корочками». Мария Куракина — дефектолог, в прошлом году она прошла обучение в Санкт-Петербурге.
— Мы поддерживаем Марию Павловну, лишь бы она творила и творчески подходила к своей нелегкой работе, — добавляет Юлия Карасева.
Мария познакомилась с техникой эбру во время посещения одного из мероприятий, организованного в рамках проекта «Герои среди нас» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Мне всегда была близка идея различных арт-методик. Эта техника относится к арт-терапевтическим, поэтому ее применение многообразно. Я как педагог ставлю свои задачи. Это коррекция эмоционального состояния детей, поскольку у ребят с ОВЗ наблюдаются эмоциональная неустойчивость, тревожность, раздражительность, агрессивность или наоборот пассивность. Эти дети не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. К тому же эта техника требует определенных навыков: следования инструкции, цветовосприятия, точности движения. Все это, как мы знаем, достаточно сложно дается особенным детям. Благодаря технике эбру мы формируем произвольную психическую регуляцию детей, умение слышать, сосредоточиться, к тому же это происходит естественным путем — вне какой то искусственной ситуации, — рассказывает Мария Куракина. — Сюда же можно отметить и развитие креативного и творческого мышления. Детям с ОВЗ сложно придумать замысел и работать не по шаблону, многие из них имеют сложности с моторикой, отсюда неумение рисовать карандашами, фломастерами. Здесь же этого не требуется. Капаешь краску, делаешь рисунок, кладешь бумагу, и у тебя получается картина. Для них это каждый раз момент какого-то чуда. При этом, когда мы переносим рисунок с воды на бумагу, каждый придумывает свое заклинание.
К занятиям с особенными детьми подключают и родителей. На базе сада, как мы уже говорили выше, организуют совместные мастер-классы. И по словам Марии, положительный эффект от таких мероприятий наблюдается у всех участников процесса.
— Совместное творчество всегда положительно сказывается на отношениях между ребенком и родителем. Родители учатся взаимодействовать с детьми, видят их способности и возможности, а многие и вовсе раскрываются с другой стороны. Очевидные плюсы видны и у родителей, для них это еще и возможность отдохнуть, успокоиться, отвлечься от будней суеты.
Помогает эта техника и тем, кто только планирует перешагнуть порог детского сада. Все мы знаем, что период адаптации сложен для всех — и детей, и родителей, и воспитателей.
— Для таких детей у нас есть специальная программа. Она начинается в августе за две недели до приема в сад. В этот период дети знакомятся с садиком, и здесь мы тоже подключаем такие занятия. Это помогает снять тревожность у детей и легче перенести период адаптации, — рассказывает педагог. Научиться рисовать в технике эбру можно и в домашних условиях, считает Мария Куракина. Для этого необходимы определенная форма, водный раствор с загустителем, бумага, палитра с красками, инструменты — деревянные палочки, гребни, кисть, салфетки. Все это входит в специальные наборы для рисования в технике эбру, которые найти в продаже сегодня не составит особого труда. Такие занятия в домашних условиях можно организовать как для себя, чтобы гармонизировать свое состояние, так и для детей в образовательных целях. В любом случае мир эбру сегодня готов открыть свои двери каждому, чтобы прикоснуться к настоящему волшебству.