Пройдитесь по Мытному рынку и увидите пустые ряды торговых прилавков. Между тем, в каждом районе Рыбинска появились пункты выдачи Озон и Wildberries, заполненные грудами коробок. А рыбинские предприниматели начинают понимать: на маркетплейсах можно не только тратить деньги, но и зарабатывать.
Магазин закрылся навсегда
В Рыбинске закрылся единственный представитель My-shop.ru, магазин «Галилео» на улице Крестовой. Здесь можно было купить игрушки, книги и другие товары бренда, а также получить интернет-заказы. Сотрудники теперь уже бывшего магазина рассказали, что закрытие связано, скорее всего, со спецоперацией на Украине. My-shop объявил себя банкротом, закрыв за неделю все свои магазины. А вот что касается продаж…
— Продажи уменьшились только в этом году, и то незначительно, — говорит Дарья Мохвина, сотрудник «Галилео». — В период пандемии они были самыми высокими за все 10 лет нашей деятельности.
Сейчас My-shop.ru распродает остатки. Но покупатели, конечно же, быстро найдут ему замену. Если несколько лет назад в нашем городе был всего один пункт выдачи заказов Ozon, то сейчас в Рыбинском районе их 42, а заказы WB можно забрать в 27-ми местах, и это только в Рыбинске. Если верить карте с официального сайта, товары этого стремительно растущего маркетплейса можно получить даже в Пошехонье.
Огромный выбор, удобство покупки и бесплатная доставка привели к тому, что покупатели, и рыбинцы в том числе, отдают предпочтение онлайн-шоппингу. А выручка местных ИП падает. Хозяйка небольшого рыбинского магазина детских товаров рассказала нам, что уменьшение продаж продолжается: и из-за ситуации в стране, и потому, что покупатели предпочитают интернет-магазины.
— Хотя цены у них гораздо выше. Зачастую обычная цена на аналогичный товар в моем магазине ниже заявленных этими сайтами так называемых акционных. Люди еще верят этим уловкам, к сожалению.
Но жизнь продолжается, а кризис заставляет действовать. И некоторые рыбинские предприниматели уже «застолбили» свои маленькие участки на маркетплейсах.
Первопроходцы из Рыбинска
Кожевенная мастерская Анны Лестовой если и не первой, то одной из первых представила Рыбинск на одном из самых популярных маркетплейсов. А ошибки, которые по неопытности пришлось совершить, привели Анну и ее мужа к освоению еще одной профессии.
— Наш бренд обосновался на Wildberries чуть меньше года назад, — рассказывает Анна. — Продаем ремни в средней ценовой категории. В самом начале мы совершили ошибку — воспользовались услугами по оформлению карточек, хотя нужно было это сделать самостоятельно! Самое важное при продвижении на маркетплейсах — это первые недели, первые продажи. Новички висят в топах, и этот момент нельзя упустить. Позже я проанализировала свою площадку и пришла к выводу, что карточки были плохо оформлены, много важных моментов упущено.
На самом деле, карточки оформлять не сложно, если немного разобраться в вопросе. Один из важных моментов — качественный фотоконтент.
— Мы тогда еще не имели профессионального оборудования, заказывали фотографии у рыбинского фотографа, но цветопередача нас не удовлетворила. Со временем мы углубились в этот вопрос и поняли: предметное фото — это специализация. Этот факт и помог с выбором следующей деятельности.
Сейчас Анна и ее муж занимаются созданием фотографий для маркетплейсов. Спрос пока небольшой: о рыбинских фотографах Лестовых знают немногие. И пока рыбинцы раскачиваются, Анна и Стас выполняют заказы московских предпринимателей.
На продажи влияют и многие другие факторы: на маркетплейсах огромная конкуренция.
— Продажи идут медленно, так как мы не привозим новый товар. Если хочется удачно продавать, нужен определенный алгоритм и достаточное количество финансов, — утверждает Анна.
С чего начать работу с маркетплейсом?
Советует рыбинский консультант по работе с маркетплейсами Татьяна Петрова.
— Прежде всего, нужно выбрать организационную форму. Маркетплейсы работают только с юридическими лицами, вы можете организовать ООО, ИП или стать самозанятым. Учтите, что самозанятый может продавать товары ТОЛЬКО собственного производства, нельзя покупать товары у поставщиков и перепродавать их. ИП и ООО могут продавать любые, не запрещенные к продаже на маркетплейсе товары. Для выхода на площадку у вас на руках должны быть соответствующие документы о регистрации.
Любой товар, который продается на маркетплейсе, подлежит обязательной сертификации или декларированию. А если не подлежит, то он должен подтверждаться соответствующим документом.
Создать свою площадку на маркетплейсе непросто. В первую очередь, продавцу нужно внимательно изучить и подписать оферту (договор о сотрудничестве с маркетплейсом). И, как уже говорилось выше, главное — правильно оформить карточку.
— Карточка товара очень важна в построении бизнеса на маркетплейсе, — продолжает Татьяна. — Правильно оформленная карточка оказывает огромное влияние на количество продаж, ведь именно она будет представлять ваш товар.
И, конечно, вы должны выставить экономически обоснованную цену на товар для того, чтобы работать в плюс.
За время пандемии ниша маркетплейсов значительно выросла. А сейчас, в связи с уходом иностранных компаний российским производителям будет проще выходить на рынок.
— Зарубежные компании составляли определенную конкуренцию отечественным, — говорит Татьяна. — Сейчас открываются новые возможности для российских поставщиков и продавцов. Дерзайте и помните: дорогу осилит идущий!
Рыбинские предприниматели уже интересуются возможностями, которые предоставляют маркетплейсы. Но у нас все только начинается.
— В связи с тем, что сейчас происходит в мире, все осторожничают. Интернет-площадки замерли в ожидании разрешения кризиса, паникеры закрываются, а оптимисты готовят новый фронт. Безвыходных ситуаций нет, все решаемо, — считает Татьяна.
Учитывая возрастающий интерес к маркетплейсам, мы обязательно вернемся к этой теме. С новыми героями.