С чем у вас ассоциируется слово «граффити»? Может быть, с нелепыми надписями, которые рисуют беспризорные подростки на стенах? Или необычайно объемные и качественные картины на фасадах, которые притягивают взгляд? Так или иначе, с этим в городе проблема, а именно — увлеченным людям пока негде законным путем воплощать свои идеи. Мы пообщались с Александром Парамоновым и затронули острые вопросы, которые касаются многих уличных художников.
Граффити — это современное искусство. Однако к этому виду настенной живописи ученые относят образцы, которые, по их оценкам, были нанесены еще в 30-м тысячелетии до нашей эры. И про эти работы слышали многие: наскальная живопись (мамонты, люди, огонь, стрелы и копья) является именно граффити, пусть и настолько древним.
История этого искусства проходит через тысячи лет. Образцы настенной живописи создавались и в Древнем Риме, и в Античности, и в средние века. Даже на Руси в XI-XV веках уже были люди, которые занимались граффити. Так, в Новгороде сохранилось десять рисунков XI века. Чаще всего они располагались на стенах храмов, поэтому большей своей частью древнерусское граффити — это молитвы либо лики святых и правителей того времени.
Столетия шли, менялась культура, менялись ценности. Вместе с ними менялось и граффити. В привычном для нас виде настенная живопись пришла к нам с появлением хип-хопа. В России этот вид уличного искусства утвердился в конце 90-х. Тогда же начали появляться и первые магазины для таких художников.
Культура прошла через века, войны и катастрофы, великих деятелей и первых лиц. Имея такую большую историю, сегодня граффити для простых людей (в большинстве случаев — прим. автора) означает ни что иное, как акт вандализма. Нелепые надписи, чаще всего содержащие нецензурную лексику, глупые рисунки, которые размещены на фасадах — таким сегодня предстает перед обывателем уличное искусство.
А сколько такого мы видим в Рыбинске? Исписанные остановки, общественный транспорт, здания. И вспомним случай, который произошел на центральной улице города. Тогда двое молодых людей то ли со злым умыслом, то ли от скуки «украсили» надписями свежеокрашенные фасады зданий в историческом центре. Их нашли благодаря камерам уличного наблюдения. Но осадочек-то остался.
На самом деле не все так плохо, как кажется. Есть и приятные примеры такого искусства в нашем городе. Например, осенью на базе бывшего пластмассового завода проходил фестиваль стрит-арта. Художники из разных городов России преобразили скучные и серые стены зданий, показав их новую жизнь. Тематикой фестиваля стала наука. Еще один пример — забор у «Северного водоканала» на Волжской набережной. Там тоже проходил конкурс среди граффитистов. И таких примеров в городе много.
Но все-таки этого недостаточно, чтобы решить проблемы городских уличных художников.
Александр Парамонов занимается граффити около 20 лет. Еще маленьким мальчишкой он увидел, как на стенах рисуют художники. Решился попросить попробовать и… влюбился. Для него граффити стало не просто увлечением. За годы он совершенствовал свой навык, получал новые знания, знакомился с интересными людьми.
Они собирались в объединении неформальной молодежи «Про Рыбинск», которое существовало при центре «Максимум». Художники, танцоры, спортсмены и просто активные ребята проводили встречи, обсуждали свои работы, обменивались опытом. И эти собрания не проходили даром. Итогом становились различные фестивали, которые увлеченные люди проводили в Рыбинске. Это были весенние праздники, акции на День города и многое другое.
Сегодня этого клуба нет. Его участники повзрослели. Кто-то уехал учиться и не вернулся, кто-то нашел работу, женился, завел семью. И больше некому проводить фестивали и «гонять» нечестивых недохудожников, которые лишь портят фасады. Или есть?
— Сейчас мы пытаемся создать своеобразную школу для таких художников. Мы можем дать им знания, умения качественно работать с материалами, привлечь их в новые проекты. Занять ребят, чтобы они ушли от всего этого, — поделился Александр.
Если такая школа для новичков появится, от этого выиграют все: опытные уличные художники смогут давать свои знания, юные рыбинцы получат возможность выплескивать свою энергию в положительном русле, город получит новые точки притяжения.
И уже совсем скоро такой объект, притягивающий внимание, появится в Рыбинске. Художники хотят преобразить трансформаторную будку на улице Юбилейной рядом с 19-м домом. Видит Александр и возможности реализовать идеи не только в серых спальных районах, о которых так много говорят люди в социальных сетях.
— Создавать арт-объекты можно и, я считаю, даже нужно в историческом центре. В нашем городе делается большой упор на туризм, но некоторые здания находятся в плачевном состоянии. Поэтому можно что-то придумать с этими объектами, чтобы привлечь поток туристов новыми и интересными достопримечательностями. Все это сейчас обсуждается, — рассказал Александр.
Граффити — не просто надписи или абстрактные рисунки. Это искусство вполне может вписаться в дореволюционную концепцию исторического центра. Одним из таких примеров является мурал с Екатериной II. Такие изображения тоже относятся к граффити.
Есть ли будущее у настенной живописи в Рыбинске? Определенно есть. Есть ли люди, которые готовы этим заниматься? Определенно есть. Что нужно начинающим художникам? Поддержка, практика и общение с профессионалами. Тогда это искусство в Рыбинске получит новое дыхание. И кто знает, вдруг сейчас на очередной стене делает надпись новый Бэнкси? Но пока просто некому направить его в нужное русло…