Более полувека рыбинцы знакомятся с культовыми фильмами благодаря киноклубу «Современник». Никита Михалков и Кира Муратова, Андрей Тарковский и Илья Авербах, и еще множество знаменитостей из мира кино — все они в разные годы становились гостями клуба. Были фильмы, число которых на все кинотеатры страны не превышало трех копий, и одна приезжала в Рыбинск. Сегодня наш собеседник в рубрике #Рыбинскмойдом — основатель клуба Борис Крейн. Итак, почему — Рыбинск?
Обязательства держат
— С одной стороны, обязательства держат, с дугой – собственная пассивность, — признается Борис Нехемьевич. Он коренной рыбинец. Но, как сам признается, к «безупречным патриотам» Рыбинска себя не относит, слоганов о любви к малой родине не штампует. Скорее, это будет честный монолог человека, прожившего в нашем городе долгие годы. Он знает Рыбинск и не старается ему польстить.
— В первые годы супружества мы думали о переезде в Прибалтику, Ленинград. Но ничего конкретного не предпринимали, — вспоминает Борис Нехемьевич. — Живу в Рыбинске, пожалуй, по привычке, поскольку не представляю других вариантов. Один год учился в Горьком, но мне там было неуютно, одиноко. Хотя это большой город со множеством культурных учреждений — театр, филармония….
А в Рыбинске появились некие обязательства. В 69-м году сразу после института мы организовали киноклуб, и, даже работая на заводе, я больше чувствовал ответственность за клуб, чем за основную работу. Что и привело в итоге к смене профессии. При том, что я никогда не считал это дело своим призванием. Все получилось, может быть, просто из моего «соглашательства». В Рыбинске много своих недостатков, но как-то свыклись.
Помните, у Мандельштама:
Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю,
Оттого, что иной не видал.
Молодое поколение знаю, скорее, понаслышке. Знаю, что многие уезжают, и мало кто возвращается. Значит, все-таки Рыбинск для них не очень подходящее место для самореализации. Но сейчас жизнь глобализировалась, стали многие работать на «удаленке». И можно общаться, получать информацию, не уезжая из города, виртуально присутствовать на разных мероприятиях.
Но это не заменяет живого общения. Скажем, приезжая к друзьям в Москву, я чувствую себя с ними комфортнее, чем в Рыбинске. У нас с ними больше общего. Что касается глобализации, то в последние два месяца наш обозримый мир сужается с каждым днем. Закрытия газет, радио, соцсетей — это очень печально.
О культурной жизни Рыбинска
Как руководитель киноклуба я постоянно испытываю недостаток подходящего зала для аутентичного показа фильмов. Потому что в кинотеатрах идет в основном ширпотреб, а в ОКЦ, где мы базируемся, до сих пор не было профессиональной цифровой установки, ее в прошлом году установили, но мы пока ей не пользовались, здесь свои организационные трудности.
У нас в Рыбинске есть несколько, скажем так, «точек притяжения»: музей фортепиано, выставочное пространство у Гусариных, выставочный зал в Кристе, все это интересно. И культурный слой, который у нас, надо признаться, довольно тонкий, кочует именно по этим местам. А больше некуда. Конечно, у нас есть театр — самый давний и постоянный очаг культуры. Но у многих сложилось предубеждение против «провинциальности» нашего театра. И я, честно говоря, давно там не был. Хотя в свое время посещал чуть ли не все спектакли, писал рецензии.
Насколько сложно открыть в Рыбинске что-то еще? Искусственно организовать ничего нельзя. Но если есть талантливые люди, которым нужно себя выразить, они сумеют сформировать новую культурную среду.
Для кого организовывать? На все эти «культурные» мероприятия ходят одни и те же люди, сложившаяся тусовка.
Остальные отдыхают на диване с пивом.