Домой Общество К чему приведет бизнес создание единого оператора цифровых рекламных конструкций?

К чему приведет бизнес создание единого оператора цифровых рекламных конструкций?

0

Этим вопросом всерьез озадачились все участники рекламного рынка после того, как на днях в Госдуме рассмотрели законопроект и приняли в первом чтении поправки в закон «О рекламе». Согласно документу, в России планируют создать единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Многие депутаты и эксперты высказались против. На их стороне оказалось и рекламное сообщество, опасающееся создания монополии в лице одной коммерческой компании, которая будет диктовать условия при отсутствии какой-либо конкуренции.

Почему рекламщики по всей стране бьют тревогу, и чем данный законопроект грозит бизнесу, мы узнали у руководителя рекламного агентства «Мастер Графикс» Наталии Лемясовой.

— А как вы относитесь к такой инициативе?

— Участники рынка не понимают необходимость создания единого оператора. В настоящий момент рынок конкурентный, в нем по всей стране работают более 150 000 человек в разных регионах, он платит налоги и деньги за рекламные конструкции на торгах в бюджеты местных уровней. Более того, причины создания единого оператора по размещению информации, соблюдению закона «о рекламе», защите персональных данных регулируются законами РФ и надзорными органами. Если говорить про информацию, то логичнее искать недружественные вбросы в СМИ, а не в рекламе, и именно там создавать дополнительный контроль. Если бы создавалась госструктура как допконтроль, это было хотя бы логично. А когда все отдается одному коммерческому игроку, при этом действующему участнику рынка, который всем известен, возникает много вопросов. Тем более на 30 лет (сейчас 5 лет), без торгов и соблюдения ГОСТа. Этот оператор сам будет выбирать места, делать схему, выдавать себе разрешения. Дальше больше. Органы местного самоуправления должны будут согласовывать любую установку или демонтаж рекламных конструкций в городах с единым оператором. Всегда было наоборот. В общем, никому и никогда из участников рекламной отрасли, десятилетиями строящими свою сеть щитов и экранов, такого «счастья» не выпадало. В своем обращении к правительству операторы пишут о том, что этот закон парализует отрасль на 30 лет. Предположу, что по окончании этого срока государству не из кого будет выбирать. Условия будет диктовать один единственный оператор. Никакой рыночной экономики и конкуренции в этом сегменте не останется.

Главный вопрос: если сейчас политика страны – не кошмарить бизнес, не все предприниматели пережили пандемию, с трудом переживают сейчас сложную экономическую турбулентность, то зачем новые правила игры, необходимость которых никто не понимает? Почему нет диалога с отраслью, если есть задача поддержать свой бизнес и предпринимателей? Почему нет цифр и исследований? Какой механизм работы с действующими игроками рынка или они больше не нужны? На эти вопросы в законопроекте пока я и мои коллеги не нашли ответов.

— Что же тогда остается делать рекламным агентствам?

— В законопроекте написано только про привилегии единого оператора, про действующие агентства — ни слова. С главной трибуны во время заседания были сказаны слова про заботу о малом и среднем бизнесе, но в законе я не увидела необходимость этих игроков и способы взаимодействия с ними. Поэтому вариантов несколько. Нам придется подстраиваться под новые правила игры и платить еще одному звену в этой цепочке. Или нам придется уйти с цифровых конструкций на старые добрые щиты 6×3 с баннерами. А экраны по всей стране будет ставить и скупать за копейки из-за своей дальнейшей ненадобности единый оператор в топовых местах и продавать из Москвы, туда же пойдут и налоги с этих продаж. Если смотреть на перспективу, то это приведет к сокращению сотрудников и уходу операторов с рынка или переходу в другие виды рекламы. Но уже с опаской, что и их тоже можно лишиться всего лишь одной законодательной инициативой.

— Законопроект выводит единого оператора из-под действия стандартов. То есть он будет иметь право размещать конструкции там, где ему угодно. При этом памятники культурного наследия, театры и музеи не станут исключением, а в Рыбинске их большое количество. Помимо этого в нашем городе в последние годы активно идет работа по созданию единого стиля исторической части города. Не потеряем ли мы благодаря работе единого оператора то, что делалось годами? И как, по вашему мнению, будет выглядеть Рыбинск?

— Здесь возможны противоречия, как они будут решаться в поправках, не описано. Но когда коммерческая структура сама решает, где будет стоять та или иная рекламная конструкция, то здесь «рулит» математика: окупаемость, проходимость и цена. Поэтому я думаю, что экран на Соборной площади не появится, но в каких-то местах коммерческая выгода и столичное лобби будут сильнее, чем историческая ценность для города.

Стоит отметить, что сейчас вокруг скандального законопроекта объединилось все рекламное сообщество России. Среди них — руководители ведущих операторов наружной рекламы. По их просьбе было собрано внеочередное собрание Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК), на котором владельцы компаний-операторов хотели поделиться с автором законопроекта своим профессиональным мнением и взглядами, но так и не смогли. Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов на встречу не пришел.

Участники рынка объединились по всей стране и подготовили резолюцию Депутатам ГД РФ и руководителям регионов. Известно, что ко второму чтению законопроект Кирьянова должен быть доработан.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.