Этим вопросом всерьез озадачились все участники рекламного рынка после того, как на днях в Госдуме рассмотрели законопроект и приняли в первом чтении поправки в закон «О рекламе». Согласно документу, в России планируют создать единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Многие депутаты и эксперты высказались против. На их стороне оказалось и рекламное сообщество, опасающееся создания монополии в лице одной коммерческой компании, которая будет диктовать условия при отсутствии какой-либо конкуренции.
Почему рекламщики по всей стране бьют тревогу, и чем данный законопроект грозит бизнесу, мы узнали у руководителя рекламного агентства «Мастер Графикс» Наталии Лемясовой.
— А как вы относитесь к такой инициативе?
— Участники рынка не понимают необходимость создания единого оператора. В настоящий момент рынок конкурентный, в нем по всей стране работают более 150 000 человек в разных регионах, он платит налоги и деньги за рекламные конструкции на торгах в бюджеты местных уровней. Более того, причины создания единого оператора по размещению информации, соблюдению закона «о рекламе», защите персональных данных регулируются законами РФ и надзорными органами. Если говорить про информацию, то логичнее искать недружественные вбросы в СМИ, а не в рекламе, и именно там создавать дополнительный контроль. Если бы создавалась госструктура как допконтроль, это было хотя бы логично. А когда все отдается одному коммерческому игроку, при этом действующему участнику рынка, который всем известен, возникает много вопросов. Тем более на 30 лет (сейчас 5 лет), без торгов и соблюдения ГОСТа. Этот оператор сам будет выбирать места, делать схему, выдавать себе разрешения. Дальше больше. Органы местного самоуправления должны будут согласовывать любую установку или демонтаж рекламных конструкций в городах с единым оператором. Всегда было наоборот. В общем, никому и никогда из участников рекламной отрасли, десятилетиями строящими свою сеть щитов и экранов, такого «счастья» не выпадало. В своем обращении к правительству операторы пишут о том, что этот закон парализует отрасль на 30 лет. Предположу, что по окончании этого срока государству не из кого будет выбирать. Условия будет диктовать один единственный оператор. Никакой рыночной экономики и конкуренции в этом сегменте не останется.
Главный вопрос: если сейчас политика страны – не кошмарить бизнес, не все предприниматели пережили пандемию, с трудом переживают сейчас сложную экономическую турбулентность, то зачем новые правила игры, необходимость которых никто не понимает? Почему нет диалога с отраслью, если есть задача поддержать свой бизнес и предпринимателей? Почему нет цифр и исследований? Какой механизм работы с действующими игроками рынка или они больше не нужны? На эти вопросы в законопроекте пока я и мои коллеги не нашли ответов.
— Что же тогда остается делать рекламным агентствам?
— В законопроекте написано только про привилегии единого оператора, про действующие агентства — ни слова. С главной трибуны во время заседания были сказаны слова про заботу о малом и среднем бизнесе, но в законе я не увидела необходимость этих игроков и способы взаимодействия с ними. Поэтому вариантов несколько. Нам придется подстраиваться под новые правила игры и платить еще одному звену в этой цепочке. Или нам придется уйти с цифровых конструкций на старые добрые щиты 6×3 с баннерами. А экраны по всей стране будет ставить и скупать за копейки из-за своей дальнейшей ненадобности единый оператор в топовых местах и продавать из Москвы, туда же пойдут и налоги с этих продаж. Если смотреть на перспективу, то это приведет к сокращению сотрудников и уходу операторов с рынка или переходу в другие виды рекламы. Но уже с опаской, что и их тоже можно лишиться всего лишь одной законодательной инициативой.
— Законопроект выводит единого оператора из-под действия стандартов. То есть он будет иметь право размещать конструкции там, где ему угодно. При этом памятники культурного наследия, театры и музеи не станут исключением, а в Рыбинске их большое количество. Помимо этого в нашем городе в последние годы активно идет работа по созданию единого стиля исторической части города. Не потеряем ли мы благодаря работе единого оператора то, что делалось годами? И как, по вашему мнению, будет выглядеть Рыбинск?
— Здесь возможны противоречия, как они будут решаться в поправках, не описано. Но когда коммерческая структура сама решает, где будет стоять та или иная рекламная конструкция, то здесь «рулит» математика: окупаемость, проходимость и цена. Поэтому я думаю, что экран на Соборной площади не появится, но в каких-то местах коммерческая выгода и столичное лобби будут сильнее, чем историческая ценность для города.
Стоит отметить, что сейчас вокруг скандального законопроекта объединилось все рекламное сообщество России. Среди них — руководители ведущих операторов наружной рекламы. По их просьбе было собрано внеочередное собрание Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК), на котором владельцы компаний-операторов хотели поделиться с автором законопроекта своим профессиональным мнением и взглядами, но так и не смогли. Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов на встречу не пришел.
Участники рынка объединились по всей стране и подготовили резолюцию Депутатам ГД РФ и руководителям регионов. Известно, что ко второму чтению законопроект Кирьянова должен быть доработан.