В августе на общественных обсуждениях пятилетнего плана развития города глава Рыбинска Дмитрий Рудаков заявил о необходимости восстановить один из городских символов — волжский дебаркадер. Его предшественник отслужил в качестве плавучего речного вокзала свыше полувека.
Родом из города мастеров
Похожий на огромный терем рыбинский дебаркадер появился на свет в Городце — городе нижегородских мастеров, которые испокон веков славились работой с деревом идеревянной резьбой. Городецкая судоверфь — колыбель всех дебаркадеров, служивших пристаням в волжских городах, от Калинина до Астрахани, а также на Оке и Каме. Наш милый родной дебаркадер ДЖ-18 проекта 818 — с двухпалубной деревянной надстройкой на железобетонном понтоне с длиной корпуса 65 метров — построен в 1958 году.
Он изначально нес службу в Рыбинске. По прибытию дебаркадер установили на Волге напротив Старой (Лоцманской) биржи. Именно там в начале 1960-х годов он стал принимать скоростные суда на подводных крыльях — «Ракеты» и «Метеоры». С конца 1980-х годов и до навигации 2007 года дебаркадер располагался за Волжским мостом, где сейчас причал No2.
Я живу в Рыбинске с 1986 года и хорошо помню, что на нижней палубе плавучего речного вокзала располагались причал, зал ожидания с билетной кассой и магазин по продаже сувениров, диспетчерский пункт и пункт водной милиции, туалет, верхняя палуба использовалась под ресторан «Поплавок». До чего же вкусно там кормили!
На доске остануся, с милым не расстанусь я
Удалая частушка отражала ситуацию с дебаркадером в начале «нулевых» годов. Без ремонта он обветшал. На второй палубе, где, гуляя в ресторане, раньше лихо плясали, стало опасно шагнуть, потому что пол мог провалиться. Доступ туда был запрещен. На нижней палубе были закрыты магазин, зал ожидания и туалет.
Весной 2005 года дебаркадер, находившийся на зимней стоянке в затоне в Переборском заливе, дал крен. Оказалось, что он получил от льдин пробоину ниже ватерлинии, и внутрь понтона стала поступать вода. Воду откачали с помощью помп, пробоину заделали. Навигацию дебаркадер выдержал. Осенью того же 2005 года дебаркадер мог затонуть при буксировании на зимовку в затон. В рыбинском шлюзе его таранила несамоходная баржа. К счастью, корпус выдержал удар.
Российский речной регистр (учредитель — Министерство транспорта РФ), со «скрипом» выдававший разрешение на ограниченное использование дебаркадера в навигацию, после этих ЧП намеревался запретить его дальнейшее применение.
Вторая жизнь дебаркадера
Глава Рыбинска Евгений Сдвижков расценил это как серьезный удар по имиджу и бюджету города! Он распорядился принять дебаркадер от нерасторопных речников в муниципальную собственность.
По контракту с городской администрацией специалисты ООО «Рыбинская ЭРБ флота» капитально отремонтировали дебаркадер, установили его на место, выполнили монтаж понтона, переходного мостика и аппарели.
В конце мая 2007 года, за год до своего пятидесятилетия, обновленный дебаркадер вернулся к исполнению обязанностей рыбинской пристани.
Он чудесно смотрелся в компании с Новой и Старой хлебными биржами, памятником Бурлаку и смотровой площадкой со скульптурой поэта Льва Ошанина. С палубы дебаркадера начиналась туристическая тропа в исторический Рыбинск. При главе Рыбинска Юрии Ласточкине верхняя палуба дебаркадера стала летним Музеем рыбы, выставочным залом и магазином по продаже сувениров. Строились планы развития рыбинского дебаркадера как туристического объекта. Увы, не сложилось…
Сгоревшие надежды
26 ноября 2011 года наш дебаркадер сгорел в затоне в Переборах. Его деревянная надстройка превратилась в груду головешек. Пожар случился по недосмотру персонала. Расследование показало, что пламя разгорелось из искры, вылетевшей из печки-буржуйки.
— Дебаркадер необходимо восстановить. Он будет не хуже, — глава Рыбинска Юрий Ласточкин был настроен решительно, но арест в октябре 2013 года помешал ему сдержать слово.
Рыбинский дебаркадер оказался последним плавучим речным вокзалом на Волге.
Остальные к тому времени сгнили в затонах или пошли на дрова. Повезло однотипному ярославскому дебаркадеру, построенному в Городце в 1963 году. В Ярославле он используется как гостиница «Жемчужина» на Волге. В Костроме с 2011 года используется как ресторан, спортзал и магазин спорттоваров под названием «Старая пристань» реконструированный 45-метровый дебаркадер.
Поживем — увидим дебаркадер
От дебаркадера сохранился железобетонный понтон — с 2012 года он функционировал в навигацию как муниципальный причал для речных судов. В 2015 году его арендовала фирма «КОНТ» из Санкт-Петербурга.
Эта же фирма выступила инвестором по сооружению стационарного речного причала на металлических сваях с деревянным настилом. Его протяженность — 86 метров, два уровня приема пассажиров с речных судов (перепад 1,5 метра) в зависимости от полноводности реки.
2 июля 2018 года к новому причалу в Рыбинске пришвартовались первые круизные теплоходы — трехпалубный «Космонавт Гагарин» и четырехпалубный «Дмитрий Фурманов». Так в нашем городе возобновился прием речных туристических судов.
5 августа этого года на общественных обсуждениях в БИЦ «Радуга» обсуждался проект плана развития города на 5 лет. Из туристических приоритетов глава Рыбинска Дмитрий Рудаков назвал восстановление дебаркадера:
— Продают городецкий дебаркадер, построенный точно по такому же проекту, как был в Рыбинске. Разговор с каждым инвестором начинаю с предложения приобрести дебаркадер. В разговорах с людьми я вижу, что идею восстановления этого символа поддерживают многие.
А вдруг получится!
Александр СЫСОЕВ